Ольга Еремина
Музыка и коррекционная работа с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
Публикация «Музыка и коррекционная работа с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностям (ОВЗ, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.
Можно выделить основные проблемы, свойственные детям с ОВЗ:
- непроизвольность движений;
- страх посещений нового места, трудности при общении с новыми людьми;
- расстройство речевой функции или отсутствие речи;
- необщительность, безынициативность;
- проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.
Имея большой практический опыт педагогической работы в дошкольном учреждении, мы считаем, многие проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ помогает решать музыка.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, дает положительный эмоциональный настрой.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой приносит детям огромную радость, наслаждение.
Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыка способна помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие звуков, помочь замкнутым детям проявить свои творческие способности, войти в окружающий мир социально-адаптированным человеком. Музыкальное развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
В чем же волшебная сила музыки? Учёными доказано, что слуховые рецепторы воздействуют на общее состояние всего организма человека, вызывают реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи используют пения при лечении заикания). Правильная поза поющего регулирует и углубляет дыхание.
Развитие певческих навыков влияет не только на эмоционально-эстетическое развитие личности, но и на умственное. Научные исследования показали, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь основа мышления. Воспитание ладового и метрического чувства связано с образованием в коре мозга сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к урегулированию процесса возбуждения и торможения, а это основа всякой деятельности. Так же пение оказывает благоприятное воздействие и на здоровье.
В своей педагогической деятельности мы используем развитие певческих навыков практически о всех видах деятельности. На занятиях художественно-эстетического цикла мы слушаем музыку, рисуем музыку, пропеваем отдельные мелодии, сочиняем мелодическое сопровождение к различным действиям, предметам, сюжетным картинкам.
Например: ребенок имитирует прыжки, а детям предлагается воспроизвести голосом это действие. Как показал опыт, ребята начинают пропевать слова «Скок», «Прыг» с различной мелодикой и интонацией. Или ребенку показываем картинки хмурого осеннего дня и весеннего утра. Даем задание: «Спой, что нарисовано». Видя перед собой осень, дети напевают что-нибудь грустное, сопровождая словами «Кап-кап» или звуком «У-у», имитируя ветер. А пропевая весну, ребята имитируют птичьи трели.
В такие музыкальные задания с удовольствием включаются дети, нуждающиеся в нашей помощи – они чувствуют себя гораздо увереннее после того, как хором показывают ветер, птичьи трели. Это и артикуляционная гимнастика и прием снятия психо-эмоционального напряжения.
На занятиях по математике мы используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, способствующие развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т. п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета.
Со старшими дошкольниками мы играем в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т. п.). Используем так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”).
В занятия по развитию речи мы включаем логоритмические упражнения, которые помогают легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений. У всех детей с ОВЗ укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Итак, можно сделать вывод, что включение музыкальных приемов, сопровождений, игр в различные виды деятельности детей способствует развитию гармоничной личности и может выполнять коррекционные задачи. Используя пение во всех видах деятельности, мы расширяем кругозор, формируем правильную речь, укрепляем дыхательную систему, развиваем артикуляционный аппарат, развиваем память, мышление, воображение у детей с ОВЗ.
Хочется отметить, что начинать музыкально-коррекционную деятельность с ребенком нужно как можно раньше, тогда быстрее произойдут положительные изменения. Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в том, что должен быть не очень быстрый темп работы, из-за быстрой утомляемости. Желательна частая смена видов деятельности.
При подборе музыкального сопровождения мы соблюдаем принцип доступности. Музыкальное включение должно быть простотым и выразительным; небольшим по объёму, иметь коррекционно-развивающую направленность.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.
Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:
— коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;
— оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;
— коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);
— помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.
Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться, снижать психо-эмоциональную нагрузку. Дети, как и взрослые, могут быть напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами, в частности с дидактическими играми.
Примеры музыкально-дидактических игр для детей с ОВЗ
«Наш оркестр». Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики, большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них. Эта игра пробуждает самостоятельную деятельность ребят.
«Музыкальный клубочек». Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе.
«Лесенка». Музыкально-дидактические игры с попевками помогают определить направление мелодии. Ребята старшего дошкольного возраста находят в мелодии короткие и долгие звуки, определяют движение мелодии.
Используются лесенка из пяти ступенек и игрушки. Ведущий (ребенок) играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия – вверх, вниз или звучит на одном звуке и передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. С помощью этой игры у детей развивается слуховое восприятие, что ведет за собой улучшение фонематического слуха.
Наша задача помочь каждому ребенку с ОВЗ почувствовать себя успешным, раскрепоститься в коллективе - и в этом нам помогает музыка!
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание: Программа. – М. : Просвещение, 2003.
2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» : М. ВЛАДОС-2000.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии
/ Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
4. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. –№ 5–9.
5. М. Ю. Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”.
6. Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
7. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. (диссертация). Тамбов 2007г.
8. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2005. – 172
9. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.