Анастасия Аникина
Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика как средство
познавательно – речевого развития дошкольников
Составила: воспитатель Аникина Анастасия Александровна
Принятие ФГОС обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности.
Одной из технологий, повышающих эффективность работы с дошкольниками, является музейная педагогика.
Публикация «Музейная педагогика как средство познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Что такое "музейная педагогика?"
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.
«Музейная педагогика –
область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики.
Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музей.
Однако, с течением времени музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
В чём особенности мини – музеев в ДОУ?
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Их удобно посещать каждый день.
Можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок – лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.
Создание мини – музеев в детском саду – новая форма работы, которая решает следующие задачи:
- обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие речи и расширения словарного запаса;
- воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- воспитание культуры поведения.
«Музейная педагогика в детском саду», учитывает ряд принципов :
принцип интеграции – мини-музей создается с учетом содержания реализуемой в ДОУ программы и помогает реализовывать ее общие задачи и задачи отдельных разделов;
принцип деятельности и активности – мини-музей должен поддерживать детскую инициативу и давать возможность реализовывать разные виды детской деятельности;
принцип разнообразия – экспонаты разнообразны по содержанию, форме, размерам и т. д. ;
принцип непрерывности – мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ, деятельность ребенка в нем отражает тематику образовательной деятельности;
В развитии познавательно-речевой сферы дошкольника можно применять следующие формы организации: тематические занятия, занятия-посиделки,
беседы на познавательные темы, викторины, конкурсы, фольклорные праздники, игры, экскурсии, заполнение музейных дневников (в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы,
мастер-класс по изготовлению экспонатов, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность, выполнение заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д., прослушивание аудиозаписей, музыки.
Для речевого развития ребёнка педагог ставит следующие задачи:
- развитие связной речи
- развитие словаря
- освоение грамматически правильной речи
- освоение звуковой культуры речи
- подготовка к обучению грамоте.
В познавательном развитии
задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах и их назначении, о качествах (цвет, величина, форма) предметов, о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов, о материале, из которого сделаны предметы.
Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого и познавательного развития детей.
Каждый музей – результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.