МААМ-картинки

Музейная педагогика

Наталья Паташова
Музейная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика

Воспитатель Паташова Н. А.

«Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований» (Борис Андреевич Столяров)

Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах

Наш детский сад находится в центре города, неподалёку от большинства культурных центров Ставрополя. Поэтому одной из наших основных задач мы выбрали создание программы по взаимодействию с учреждениями культуры города Ставрополя.

Особое место занимает в нашей программе работа с музеями.

Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Возросшие требования нынешнего времени в области эстетического воспитания детей заставляют педагогов искать и внедрять альтернативные формы работы с детьми. Одной из таких альтернативных форм является «музейная педагогика».

В настоящее время музейная педагогика является очень модным направлением в работе дошкольных учреждений, и одной из самых

актуальных проблем для научных исследований в области дошкольного образования. Что же представляет собой «музейная педагогика»?

Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А. Лихтварка, А. Рейхевена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году

А. Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю, как к участнику диалога. К восьмидесятым годам ХХ века понятие «Музейная педагогика» от определенного вида деятельности эволюционировало до названия научной дисциплины.

В 1928 году немецкий музеевед Клаус Шрейнер предложил рассматривать дисциплину, которая изучает содержание, принципы и методы специфического для музея процесса воспитания и образования. В современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Уникальность образовательного пространства музеев состоит в возможности организовать общение детей с подлинником как частью культурного наследия. При этом стоит учитывать, что экспонаты в музее представлены в гармонии с другими экспонатами и продуманной музейной обстановкой, что заставляет ребенка «чувствуя, размышлять». В пространстве музея у ребенка формируется ценностное отношение к культурному наследию (дети перенимают модели поведения взрослых, их интерес и отношение к предметам экспозиции).

И, наконец, музей для ребенка – это совершенно новое, интересное для познания место, со своей структурой, функциями, особенностями.

В аспекте художественно - эстетического развития особый интерес представляет посещение художественного музея, однако необходимо заметить, что у детей интерес к посещению художественных выставок ниже, чем к посещению тематических, исторических выставок и музеев.

Сложность посещения детьми художественного музея заключается в том, что для восприятия произведения искусства необходим определенный опыт художественно-эстетического восприятия, ребенок должен иметь хотя бы минимум представлений о видах и жанрах изобразительного искусства, средствах выразительности, обеспечивающих понимание художественного замысла, формирование которых только начинается в дошкольном возрасте и является относительным. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают произведения яркие, необычные, или предметы знакомые детям, например, из рассказов воспитателя, родителей. Экспонат должен нести положительный эмоциональный заряд т. к. в дошкольном возрасте у детей преобладает эмоционально- образное и наивное восприятие мира, доминирует образное мышление; ребенок воспринимает действительность через эмоции, образы. Он скорее чувствует мир, чем познает его.

Как организовать музейные уроки, экскурсии, чтобы дошкольники с интересом шли в музей?

Алгоритм работы с музеем.

1. Выбрать тему, по которой вам необходима помощь Музея.

2. Установить контакт с администрацией музея, музейными работниками.

В начале учебного года составляется план проведения музейных уроков, который согласовывается между администрацией детского сада и администрацией музея.

3. Провести предварительную работу с родителями воспитанников.

4. Подготовить детей к посещению Музея :

- рассказать о предстоящем посещении музея;

- сообщить детям тематику экскурсии;

- рассматривание фотографий, музейных проспектов, книг с подборкой изображения предметов, произведений, представленных в коллекции музея;

- перед каждым экскурсионным занятием, музейным уроком воспитатель должен напомнить детям о правилах поведения в общественном месте, о правилах безопасности дорожного движения.

5. Перед проведением занятия составляется экскурсионный лист, с указанием маршрута следования.

Для успешного проведения таких занятий воспитатель должен знать:

- основы музейной педагогики;

- особенности восприятия детьми предметов материальной культуры;

- особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми;

- требования отбора музейных экспонатов, для проведения занятий.

Воспитатель должен уметь:

- выбирать целесообразные формы и методы приобщения детей к музейной культуре;

- создавать условия для проявления интереса к музею;

- отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический материал для наиболее полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста. (Требования разработаны Тихоновой Ольгой Георгиевной – доцентом кафедры педагогики Орловского государственного

университета, канд. пед. наук.)

Рекомендации по организации музейных уроков

художественно- эстетической направленности.

1. При выборе произведений следует отдать предпочтение произведениям, реалистично отображающим объекты окружающей действительности.

2. Желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера.

3. Не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства.

Публикации по теме:

«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.

Консультация «Музейная педагогика для дошкольников» Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика в ДОУ Музейная педагогика в ДОУ Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Воспитание гражданина и патриота, знающего и.

Консультация «Музейная педагогика в дошкольном образовании» Нижний Новгород— город музеев. Методом анкетирования мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее.

Музейная педагогика в ДОУ Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском.

Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ) В детском саду разработана и реализуется программа развития «Шагаем вместе» на 2014-2017 годы. Для решения целей и задач программы развития.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возрастаМузейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 20:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Паташова (УИ 150588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД