Наталья Паташова
Музейная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Паташова Н. А.
«Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований» (Борис Андреевич Столяров)
Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах
Наш детский сад находится в центре города, неподалёку от большинства культурных центров Ставрополя. Поэтому одной из наших основных задач мы выбрали создание программы по взаимодействию с учреждениями культуры города Ставрополя.
Особое место занимает в нашей программе работа с музеями.
Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Возросшие требования нынешнего времени в области эстетического воспитания детей заставляют педагогов искать и внедрять альтернативные формы работы с детьми. Одной из таких альтернативных форм является «музейная педагогика».
В настоящее время музейная педагогика является очень модным направлением в работе дошкольных учреждений, и одной из самых
актуальных проблем для научных исследований в области дошкольного образования. Что же представляет собой «музейная педагогика»?
Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А. Лихтварка, А. Рейхевена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году
А. Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю, как к участнику диалога. К восьмидесятым годам ХХ века понятие «Музейная педагогика» от определенного вида деятельности эволюционировало до названия научной дисциплины.
В 1928 году немецкий музеевед Клаус Шрейнер предложил рассматривать дисциплину, которая изучает содержание, принципы и методы специфического для музея процесса воспитания и образования. В современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Уникальность образовательного пространства музеев состоит в возможности организовать общение детей с подлинником как частью культурного наследия. При этом стоит учитывать, что экспонаты в музее представлены в гармонии с другими экспонатами и продуманной музейной обстановкой, что заставляет ребенка «чувствуя, размышлять». В пространстве музея у ребенка формируется ценностное отношение к культурному наследию (дети перенимают модели поведения взрослых, их интерес и отношение к предметам экспозиции).
И, наконец, музей для ребенка – это совершенно новое, интересное для познания место, со своей структурой, функциями, особенностями.
В аспекте художественно - эстетического развития особый интерес представляет посещение художественного музея, однако необходимо заметить, что у детей интерес к посещению художественных выставок ниже, чем к посещению тематических, исторических выставок и музеев.
Сложность посещения детьми художественного музея заключается в том, что для восприятия произведения искусства необходим определенный опыт художественно-эстетического восприятия, ребенок должен иметь хотя бы минимум представлений о видах и жанрах изобразительного искусства, средствах выразительности, обеспечивающих понимание художественного замысла, формирование которых только начинается в дошкольном возрасте и является относительным. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают произведения яркие, необычные, или предметы знакомые детям, например, из рассказов воспитателя, родителей. Экспонат должен нести положительный эмоциональный заряд т. к. в дошкольном возрасте у детей преобладает эмоционально- образное и наивное восприятие мира, доминирует образное мышление; ребенок воспринимает действительность через эмоции, образы. Он скорее чувствует мир, чем познает его.
Как организовать музейные уроки, экскурсии, чтобы дошкольники с интересом шли в музей?
Алгоритм работы с музеем.
1. Выбрать тему, по которой вам необходима помощь Музея.
2. Установить контакт с администрацией музея, музейными работниками.
В начале учебного года составляется план проведения музейных уроков, который согласовывается между администрацией детского сада и администрацией музея.
3. Провести предварительную работу с родителями воспитанников.
4. Подготовить детей к посещению Музея :
- рассказать о предстоящем посещении музея;
- сообщить детям тематику экскурсии;
- рассматривание фотографий, музейных проспектов, книг с подборкой изображения предметов, произведений, представленных в коллекции музея;
- перед каждым экскурсионным занятием, музейным уроком воспитатель должен напомнить детям о правилах поведения в общественном месте, о правилах безопасности дорожного движения.
5. Перед проведением занятия составляется экскурсионный лист, с указанием маршрута следования.
Для успешного проведения таких занятий воспитатель должен знать:
- основы музейной педагогики;
- особенности восприятия детьми предметов материальной культуры;
- особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми;
- требования отбора музейных экспонатов, для проведения занятий.
Воспитатель должен уметь:
- выбирать целесообразные формы и методы приобщения детей к музейной культуре;
- создавать условия для проявления интереса к музею;
- отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический материал для наиболее полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста. (Требования разработаны Тихоновой Ольгой Георгиевной – доцентом кафедры педагогики Орловского государственного
университета, канд. пед. наук.)
Рекомендации по организации музейных уроков
художественно- эстетической направленности.
1. При выборе произведений следует отдать предпочтение произведениям, реалистично отображающим объекты окружающей действительности.
2. Желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера.
3. Не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства.