Анна Александровна Жданова
Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель подготовительной группы
Ковалева Ирина Николаевна - воспитатель подготовительной группы
Актуальность:
Публикация «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
План реализации проекта
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музеев».
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения, различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
1. Планирование системы работы по блокам: «Семь Я», «Город, область, страна», «Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение года могут изменяться).
2. Определение места размещения мини-музея : месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности.
3. Планирование экспозиций мини-музея в ДОУ : могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов: размещение экспонатов в разной плоскости, размещение материала на настенных полочках, использование ширм, стендов, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.
7. Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.
Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Мини-музей нашей группы
1. «Семь Я»
Экспозиция «Игрушки наших родителей»
Замечательным украшением экспозиции были игрушки наших мам и бабушек. Рассматривая их, дети поняли, что и мамы, и бабушки тоже были маленькими, тоже играли такими добрыми и красивыми игрушками.
Но работа началась с того, что детям дали задание спросить у родителей, чем они играли в детстве?
«Такие разные куклы»
После экспозиции «Игрушки наших родителей» последовала экспозиция «Такие разные куклы». Дети выяснили историю возникновения куклы, ее жизненный путь, какие бывают виды кукол. Принося новую куклу, наперебой рассказывали своим товарищам о ней.
«Презентация имени»
Для развития социального партнерства у воспитанников был организован проект «Что в имени моем.» Семья искала значение имени ребенка, красиво оформляли сообщение, альбом или открытку. В итоге работы наш мини-музей пополнил альбом под названием «Презентация имени»
«Герб семьи»
В продолжении проекта «Что в имени моем.» последовал проект «Герб семьи». Воспитанники узнали о значении своего имени и решили на этом не останавливаться. Каждая семья узнала о значении своей фамилии и, исходя из этого создала свой герб семьи. Герб отображает профессии родителей, значение фамилии, хобби семьи и т. д. каждый ребенок с гордостью рассказывал о своей семье, делился подробностями. Все это служит большему сплочению не только семьи, но и воспитанников нашей группы.
2.«Город, область, страна.
Экспозиция «С Днем рождения любимый город»
В связи с празднованием дня рождения города в мини-музее оформили экспозицию «С Днем рождения любимый город». В экспозицию вошли: дидактические игры, альбомы, наборы открыток, сувенирная продукция с символикой города.
Семейная экскурсия «Достопримечательности города
Новокузнецк»
Оформляя стенд «Достопримечательности города» мы воспользовались фотографиями наших воспитанников. Дети с удовольствием показывали и рассказывали об истории своего города.
Экспозиция «Куклы в национальных костюмах»
Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей. К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Мы на первом родительском собрании решили,что создадим в нашей группе экспозицию «Куклы в национальных костюмах»
Экспозиция «Профессии родного края»
Воспитание уважения к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои трудовые обязанности, надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у воспитанников возникло понимание важности и необходимости профессионального труда. Вместе с тем именно в этом возрасте важно активизировать у воспитанников стремление развивать свои способности и умения для увеличения потенциала возможностей профессиональной реализации в будущем. Чтобы сформировать у воспитанников эмоциональное отношение к профессиональному миру, познакомить воспитанников с профессиями области в нашем мини-музее появилась экспозиция «Профессии родного края»
3.«Культура и традиции»
Экспозиция: «Бабушкин чуланчик»
«Бабушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Экспозиция «Обереги»
Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа
4. «Не забыть нам даты этой»
Экспозиция «Не забыть нам даты этой»
Для понимания важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, сохранения интереса к истории своей страны, осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам участников Великой Отечественной войны. Нами совместно с родителями воспитанников группы, была проведена поисковая работа по изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, подбору экспонатов и созданию экспозиции «Не забыть нам даты этой».