Татьяна Дринко
Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду разработана и реализуется программа развития «Шагаем вместе» на 2014-2017 годы. Для решения целей и задач программы развития педагогический коллектив внедряет в воспитательно- образовательный процесс:
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах
Задачи по музейной педагогике включены в образовательную область «Познавательное развитие», «Музыкальная деятельность».В целях внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, разработки методических рекомендаций созданы и работают творческие группы педагогов.
Творческой группой педагогов разработаны проекты для ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта. Занятия проводятся в мини-музее детского сада, итоговое в форме развлечения.
Музыкальный руководитель разучивает народные песни, пляски, хороводные игры, проводятся народные праздники, («Рождество», «Праздник русского валенка», «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха» и другие, посиделки («Посиделки у бабушки Марпиды»).
Педагогами разработаны и проводятся занятия («От старины до наших дней», «история одного предмета»).
Музей представляет собой фондовую комнату в которой организованы постоянные и передвижные экспозиции. Дети в мини-музее не просто рассматривают экспонаты, но и с большинством из них могут поиграть, подержать их в руках, примерить на себя народный костюм, платки, пояса, полистать тематические альбомы.
Технология музейной педагогики позволяет знакомить детей и взрослых с историей, культурой, бытом в форме интересных экскурсий и занятий
Детский музей-это целая воспитательно- образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир исскуства, погружает его в мир традиционной культуры.
2. Актуальность
Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Почему музейная педагогика стала нынче так востребована?
Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Чем раньше как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства (водить в музеи, играть в богатырей и рыцарей, складывать мозаику по русским былинам и сказкам, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.
И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить путешествие по земному шару, «заглянуть» в гости к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни…
Педагог, организуя различные виды деятельности, расширяет, уточняет и обогащает представления детей о предметах быта. Расширяет представления детей о процессе создания предметов быта, их истории (прошлом, настоящем, будущем). Расширяет представление о предметах быта как творении человеческой мысли. Вызывает чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.
Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур., экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. А для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нем ценностей.
3. Задачи по музейной педагогике
• Учить ребёнка видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т. е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
• Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
• Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
• Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
• Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• Воспитывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
4. Принципы музейной педагогики :
• предметность,
• наглядность,
• эмоциональность.
Предметный, наглядный метод обучения предлагается в качестве основного фактора воздействия
План методических мероприятий по внедрению «музейной педагогики» в воспитательно–образовательный процесс
5.1 Организационно – методическая работа с педагогами ДОУ
Цель: создать необходимые условия для повышения компетентности педагогов в вопросах обучения дошкольников.
Содержание работы
1. Изучить педагогическую, научно--популярную литературу; опыт работы педагогов дошкольных учреждений по данному направлению.
2. Проанализировать уровень готовности педагогов к работе с семьёй и детьми и отношение родителей к внедрению «музейной педагогики» в воспитательно-образовательный процесс
3. Составить картотеку статей из научно-популярных журналов, книг по данному направлению
4. Проанализировать
возможности предметно-развивающей среды дошкольного учреждения
5. Оформить инвентарную книгу учёта музейных экспонатов
6. Разработать план мероприятий посещения мини-музея
7. Разработать этнографический паспорт мини-музея
8. Проведение народных праздников («Праздник русского валенка», «Зимние забавы»)
9. Педагогический совет «Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к культурному наследию народа»
Форма проведения – деловая игра-викторина; презентация краткосрочных проектов.
1. подведение итогов работы по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс (работа с педагогами, с детьми, с родителями)
2. Проведение открытых мероприятий с детьми с использованием музейной педагогики
3. Обобщение опыта работы педагогов
по данной теме
4. Анкетирование педагогов
«Ваше мнение»
5.2Организационно-педагогическая работа с детьми по музейной педагогике
Цель:
Формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
1. Цикл занятий, бесед «От старины до наших дней», «История одного предмета»
2. Проведение мероприятий с детьми
«Тайны музейных сокровищ», «Где прячется красота», «Музеи разные нужны, музеи всякие важны»
3. Празднование 18 мая-международный день музеев
4. Посещение мини-музея детского сада, районного краеведческого музея
5. Совместная исследовательско-поисковая деятельность (педагоги, дети, родители)
6. Участие в сборе и выставке коллекций («Игрушки наших родителей», «Старинные предметы быта», «Елочке к празднику»).
5.3 Организационно-просветительская работа с родителями
Цель: создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по воспитанию детей
1. Информционный стенд в каждой группе (Музейная педагогика для дошкольников», «Музей и дети»)
2. Участие родителей в составлении тематических альбомов, коллекций, выставок («От старины до наших дней», «Игрушки-забавы»)
3. Оснащение мини-музея детского сада старинными экспонатами.