МААМ-картинки

Консультация «Музейная педагогика для дошкольников»

Татьяна Дринко
Консультация «Музейная педагогика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Почему музейная педагогика стала нынче так востребована?

Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Публикация «Консультация „Музейная педагогика для дошкольников“» размещена в разделах

Специалисты полагают, что потомки могут назвать наше время «эпохой позднего варварства». Действительно примеров вандализма не счесть, а новоделы никогда не восполнят утраченного. Более точно, чем сказал об этом Валентин Распутин, не скажешь: «я до сих пор не пойму, почему осквернение одной могилы мы называем вандализмом, а глумление над останками всего нашего рода племени благоустройством» Чем раньше и легче, как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства (водить в музеи, играть в богатырей и рыцарей, складывать мозаику по русским былинам и сказкам, тем естественнее и органичнее у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.

Другой негативный симптом нашего времени – «распалась связь времён». Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Проблема отцов и детей всегда остра, но в переломные периоды истории она приобретает особенно болезненный и агрессивный характер. И здесь обыкновенный предмет: письмо с фронта, старая фотография, старая игрушка может дать для взаимного понимания подчас больше, чем серьёзная монография.

Наше время постоянно сотрясается межэтническими конфликтами. Поэтому сегодня уже нельзя не учитывать, что дошкольные учреждения посещают дети разных национальностей. Отсюда определённые сложности, отсюда и особые условия работы воспитателя.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить путешествие по земному шару, «заглянуть» в гости к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни…

Термин «музейная педагогика» пришёл к нам из Германии, где он появился на рубеже 19 и 20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций стала образовательно-воспитательная.

Одним из инициаторов создания и главным популяризатором программ музейного всеобуча в начале 1980 году стала Е. Г. Ванслова. Постепенно работа с детьми выделилась в самостоятельное направление музейной деятельности.

Обратимся к определениям сути понятия «музейная педагогика». Одно из них звучит так: «Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптиматизацию взаимодействия музея и посетителя.

Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению Одни утверждают: музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды.

Под музейной педагогикой понимается область образовательно – воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко – культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейно – педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, дома, на улице, среди живой природы и т. д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко – культурными смыслами, начинает играть роль учителя и воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идёт об «омузеивании» образования или об «образовании культурой».

Какие задачи решает «музейная педагогика»

• Учить ребёнка видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т. е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

• Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

• Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

• Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

• Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

• Воспитывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Неизменные принципы музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность. Предметный наглядный метод обучения предполагает в качестве основного фактора воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко – культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого маленькие исследователи делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные ручка, тетрадь, стол, башмак, яблоко умеют «говорить» и могут поведать необыкновенные истории о себе, людях, об исторических и мифологических событиях и фактах. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую» жизнь. Предметы появляются из «музейного саквояжа», «волшебного сундука», «бабушкиной шкатулки» и переносят путешественников в разные времена. Стул может препроводить в Древний Египет, где он был в особом почёте, или в средневековый замок на рыцарский турнир, или на приём к русскому царю (тогда он превратится в трон) и т. д. Но попасть в иные времена можно лишь в том случае, если ты знаешь и соблюдаешь их нравы и обычаи. Результатом подобных занятий могут быть рисунок, поделки из глины, пластилина, бумаги и т. д. Отметим: каждый предмет, выступающий в роли актёра, рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать, используя по возможности все органы чувств. Главный принцип музейной педагогики : в сознании, душе, памяти навсегда остаётся только то, что пропущено через сердце и руки. Неслучаен девиз многих зарубежных детских музеев : «Пожалуйста, трогайте!», а их эмблема – открытая детская ладошка. Итогом занятий – путешествий, бесед – путешествий в прошлое может стать заключительная экскурсия в музей. (дети могут выступить в роли проводников в «свою» культуру и эпоху, воспитатель в роли землянина, заброшенного машиной времени в далёкое прошлое, а воспитанники в жителей планеты). Согласно принципам музейной педагогики, малышам противопоказаны традиционные формы работы музеев – монологические экскурсии. Их заменяют музейные занятия с элементами игры, творческими заданиями, в которых требуется найти «спрятавшийся» предмет, дорисовать отсутствующие на картинке фрагменты, собрать близкие по смыслу объекты, восстановить интерьер, одеть героя др. Только тогда, когда ребёнок находиться в творческом поиске, в процессе игры, встреча с культурой музеем) может стать радостью. Прежде чем «погружать» ребёнка в мир культуры, искусства, необходимо договориться о едином, понятном языке, т. е. о значении основных понятий, которые будут возникать на его пути («музей», «время», «народ», «культура», «памятник»).Поэтому первые вводные занятия должны быть посвящены разъяснению языковых загадок».(пример в журнале Дошк. Образование № 10 2007 год)

Каждая национальная культура – самовыражение народа. В ней проявляются особенности национального характера. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития это и в полной мере относится и к коми национальной культуре

Формирование представлений детей дошкольного возраста о коми народной культуре через музейную педагогику является актуальным, так как в коми культуре отражаются и исторически сохраняются присущие коми народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями зарождается любовь к малой Родине.

\Педагог, организуя различные виды деятельности, расширяет, уточняет и обогащает представления детей о предметах быта. Расширяет представления детей о процессе создания предметов быта, их истории (прошлом, настоящем, будущем).Расширяет представление о предметах быта как творении человеческой мысли. Вызывает чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур., экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. А для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Я поведу тебя в музей…» Музейная педагогика в фотографияхФотоотчет «Я поведу тебя в музей…» Музейная педагогика в фотографиях Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о наших экскурсиях по Эрмитажу. Музейная педагогика уже прочно вошла в жизнь дошкольных учреждений.

«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.

Музейная педагогика в детском садуМузейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.

Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ»Фотоотчёт «Музейная педагогика в ДОУ» Традиционным в детском саду стало сотрудничество с городским краеведческим музеем имени В. В. Андрияшева. Около 10 лет идёт работа по патриотическому.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Воспитание гражданина и патриота, знающего и.

Музейная педагогика в ДОУ Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском.

Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возрастаМузейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста Совместная партнерская деятельность по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Об истории деревни.

Музейная педагогика в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста В настоящее время остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, что вполне закономерно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музейная педагогика для дошкольников»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 13:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Музейная педагогика для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дринко (УИ 233256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД