Татьяна Мельник
Открытое занятие «Дома». Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дома»
Форма проведения: рассуждение-исследование.
Материал: картинка и макет русского дома, шаблоны частей дома, макеты крыш, рисовая крупа, вата, стаканчики с водой, мультивидийное устройство
Словарь: дом, крыша, стены, окна, скат, светло, толщина, толстые, видно, стекает.
Грамматический строй: построение грамматически правильной фразы.
Связная речь: рассуждение об особенностях дома.
Проблемный вопрос: Почему строили дома именно в таком виде?
Гипотезы: 1. Потому что привыкли так строить.
Публикация «Открытое занятие „Дома“, Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Потому что так было удобно строить.
Способ проверки: рассуждение, практическое манипулирование
Ход занятия
Воспитатель. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о домах. Давайте вспомним пословицы и поговорки о доме.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
Воспитатель. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- Дом построить очень тяжело, надо добыть материал для постройки, надо иметь знания строительства, а шапку одеть на голову легко. Это нелегкое дело, в которое вкладывается немало труда и денежных средств. Но глаза боятся, а руки делают, и вот уже красавец-дом гостеприимно встречает своих жильцов.
- Дом невелик, да лежать не велит.
Воспитатель. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- Любой, даже маленький дом требует ухода, ремонта, если будешь лежать и нечего не делать, то дом обветшает.
- Дома стены помогают.
Воспитатель. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- Когда заболеешь, или у тебя плохое настроение, придёшь домой, полистаешь любимую книжку, полежишь на диване, сразу поднимается настроение и чувствуешь себя лучше. У себя дома, в знакомой обстановке, легче справиться с трудностями, одолеть противника.
Воспитатель. – А теперь ребята поиграем с вами в игру «Построй дом» (называние частей дома)
Дети выкладывают дома из картонных шаблонов, разрезных открыток, из деталей «Танграмма», из строительного материала, называя части дома (фундамент, стена, крыша, окно, дверь)
Физкультминутка. «У оленя дом большой» под музыкальное сопровождение
Воспитатель. – Проведём эксперимент. У вас на столах макеты крыш (треугольные, покатые, прогнутые). Возьмите щепотку риса – это у нас град, посыпьте его на крышу. На какой крыше остался град?
- С треугольной скатился быстро, с пологой медленнее, на прогнутой остался.
Воспитатель. – Теперь возьмите кусочки ваты – это снег. Посыпьте на крыши. Что произошло?
- Снег с треугольной крыши скатился, на покатой немного остался, на вогнутой осталось много снега.
Воспитатель. – Возьмите стаканчики с водой – это дождь. Полейте на крыши. Что происходит.
- С треугольной крыши стекает быстро. С покатой медленнее, на вогнутой осталась вода.
Воспитатель. – Какая крыша будет лучше для дома?
Рассуждения детей.
Воспитатель. – Дети, рассмотрите на экране картинки с изображением русского дома (или макет дома) и ответьте на вопросы
- Зачем людям нужны дома? (Для защиты от дождя и ветра)
- Почему раньше стены делали из толстых бревен? (Для защиты от ветра и мороза.)
- Почему раньше крыша имела треугольную форму? (Так легче стекает вода после дождя.)
- Зачем делались окна? (Чтобы было светло, можно было увидеть то, что происходит вне дома.)
Вывод: Люди строили дома в таком виде, чтобы защитить себя от непогоды.
Самоанализ детей:
- Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? Что ты узнал?