юлия чегодаева
Консультация «Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить эффективность речевого развития старших дошкольников посредством использования Су-Джок терапии.
Задачи.
1. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.
2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
3. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
4. Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи.
Публикация «Консультация „Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
5. Повышать уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Ожидаемые результаты
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
• повышается уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
В переводе Су-Джок - "Су" – кисть, "Джок" – стопа. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Приемы Су - Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Систематически можно использовать приемы Су-Джок терапии на логопедических занятиях, то тогда коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
В работе логопеда можно использовать Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Пути реализации Су-Джок терапии в ДОУ :
• Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.
• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
• Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование)
• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
-совершенствование лексико-грамматических категорий;
-совершенствование навыков пространственной ориентации.
-упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Этапы проведения Су–Джок терапии на логопедических занятиях
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации работы с Су-Джокмассажё рами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Используя элементы Су-Джок терапии, возможно использование следующих
методов и приемов работы:
• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев,
кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев иногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.
Формы работы с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Выполнение гимнастики
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение№4)
Развитие звукового и слогового анализа слов
• Упражнение «Раздели слова на слоги» :
Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики (см. Приложение №2,№3,№7)
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение №3)
Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение;
словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (см. Приложение №6)
• “Шарик кати - слово говори”.
• Игры с перекатыванием массажё ра друг другу:
• Упражнение «Один-много» (см. Приложение №5)
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания
• Использование Су – Джок шаров для развития памяти и
внимания
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
• комплекс “Разминка”
• сказка «Ёжик»
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение», «Делай, как я»)
• Массаж Су-Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
• Массаж пальцев эластичным кольцом
• Использование шариков при выполнении гимнастики
Материально-технические:
• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;
• грецкие орехи; колючие валики
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).
Нормативно-правовые:
• Закон «Об образовании»
• ФГОС ДО
• СанПин
• разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОО по внедрению Су-Джок терапии.
Информационные:
• создание стендов для родителей с материалами поСу-Джок терапии.
• распространение собственного педагогического опыта через СМИ, систему Интернет;
• использование интернет – ресурсов.
Организационные:
• просвещение родителей по данной теме (проведение семинаров- практикумов, мастер - классов, родительских конференций и т. д.);
• создание оптимальной развивающей предметно – пространственной среды.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су-Джок терапии являются :
- высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
- универсальность - Су -Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су–Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.