Евгения Вадимовна Саранина
Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большего такта и терпения.
Младший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Ведь первые уроки дети получают в семье и детском саду.
Публикация «Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду - с первых «азбучных» шагов воспитанника.
Именно в фольклоре отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста в своей работе использую фольклор не только в непосредственной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов и проведении игр. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Использую забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Барашеньки», которые побуждают детей к импровизации. Для развития мелкой моторики использую пальчиковые игры «Моя семья», «Сорока-ворона», т. д. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…». При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…». Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. В младшем дошкольном возрасте использую русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно использую различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
В наши дни произведения устного народного творчества практически не используется в семьях. Родители забывают песни и колыбельные, а ведь малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Для родителей и детей был организован праздник Масленица, где рассказали, как его праздновали в старину, проведена консультация «В гостях у сказки». На родительских собраниях акцентируем внимание на то, как важно использовать для детей младшего дошкольного возраста формы малого фольклора не только в детском саду, но и дома, в семье.
Таким образом, русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру.