ИРИНА РОГАТИНА
Проект «Быть здоровыми хотим»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ДС «Ласточка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Ласточка»
Номинация: «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»
Проект
«Быть здоровыми хотим!»
Тип проекта : познавательно - оздоровительно - игровой
По количеству участников проекта : групповой (дети, родители, педагоги).
По характеру контактов: среди детей младшей группы (2-3лет).
По времени проведения: долгосрочный.
Публикация «Проект „Быть здоровыми хотим“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Автор проекта : Рогатина Ирина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории.
с. Кыштовка
2019 г.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - определение Всемирной организации здравоохранения. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. А. Сухомлинский
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
Аннотация проекта
Проект предназначен для детей (2-3 лет) и рассчитан на год. В нё м отражены темы: ознакомления детей с ЗОЖ, забота о своем здоровье и безопасности, потребности в ежедневной двигательной деятельности, вкусной и здоровой пищи, витамины и их значимость для здоровья человека. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину здоровьесбережения.
Актуальность проекта
Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья :
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка в каждой группе;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье;
Проблема:
Анализ состояния заболеваемости детей в нашем детском саду за последние годы показал, что уровень таких заболеваний, как ОРЗ, плоскостопие, нарушение осанки достаточно высок. С каждым годом уменьшается количество детей с I группой здоровья. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. Встал вопрос о разработке системы мероприятий и введение новых технологий, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
Гипотеза проекта : предположим, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий будет способствовать формированию убеждений и привычек здорового образа жизни у дошкольников и их родителей.
Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость и возможность формирования интереса детей к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни через здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Задачи проекта :
- Формировать знания детей о здоровом образе жизни;
-Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
- Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома;
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни;
- Повышать уровень психологической комфортности детей в группе;
- Снизить заболеваемость детей.
Предполагаемые результаты:
- Будут сформированы основы здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью;
-Сформируются первоначальные представления о ценности здоровья и желание вести здоровый образ жизни;
- Будет обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повысится компетентность родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в детском саду и дома;
- Повыситься интерес детей к образу жизни;
- Повыситься уровень психологической комфортности детей в группе;
- Снизиться заболеваемость детей.
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Виды здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ:
•медико-профuлактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка;
• технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
Формы организации ЗОТ в детском саду:
Работа с детьми в себя включает:
• Ннод;
• утренняя гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• динамические паузы;
• эксурсии;
• экскурсии по территории детского сада;
• спортивные соревнования, игры, эстафеты;
• беседы;
• чтение рассказов, стихов;
• дыхательная гимнастика;
• сюжетно ролевые игры;
• дидактические игры;
• пальчиковая гимнастика:
• подвижные игры;
• гимнастика пробуждения;
• ходьба по массажным коврикам;
• развлечения;
Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.
Проект «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду» включает в себя формирование нравственного отношения к своему здоровью, желания и потребности быть здоровым; чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья через расширение знаний и навыков о здоровом образом жизни.
На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни : ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают здоровьесберегающими технологиями : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают в формировании опыта здоровьесбережения.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный;
1. Подготовительный этап проекта включает в себя :
-подбор подвижных, дидактических, пальчиковых игр;
-составление конспектов тематических занятий;
2. Основной этап (практическая часть нашего проекта)
Беседа: «Здоровье без лекарств»;
Беседа: «Вот я какой»;
Беседа: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»;
Беседа: «Как сохранить хорошее зрение»;
Беседа: «С утра до вечера»;
Беседа: «Полезные и вредные продукты»;
Беседа: «Зачем мыть руки после прогулки»;
Беседа: «Средства личной гигиены»;
Беседа: «Чтобы быть здоровым»;
Беседа: «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?»;
Беседа: «Правила на всю жизнь»;
Беседа: «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»;
Беседа: «Безопасность при общении с животными»;
Беседа: «Чтоб здоровье было в порядке, спасибо зарядке!»;
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ; Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи)», «Генеральная уборка» - в зоне хозяюшка, «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка;
Беседы по содержанию прочитанных текстов.
Социально - коммуникативное развитие:
Сюжетная игра - «Научим куклу Машу умываться»;
Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов?», «Угадай, что лишнее?», «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею – не умею», «По грибы»
Фотовыставка «Здоровым быть-здорово!».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
3. Заключительный этап (Итоговое мероприятие) :
Итоговое развлечение: «Быть здоровыми хотим!»
Взаимодействие с семьей включает:
• информационные стенды;
• создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки);
• оформление фотоальбома «Мы за здоровый образ жизни!»;
• Участие родителей в спортивных мероприятиях ДОУ;
• консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;
Работа с детьми:
Утренняя гимнастика
- Постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние;
- Усиливает кровообращение;
- Помогает развитию правильной осанки;
- Развивает и укрепляет мышцы;
- Содействует обмену веществ;
Приучай себя к порядку,
Делай каждый день зарядку!
«Культурно-гигиенические навыки»
После улицы, прогулки,
Перед вкусною едой,
Посещенья туалета,
Руки ты всегда помой.
Тестопластика
Пальчиковая гимнастика
развивает мелкую моторику
стимулирует развитие речи
повышает работоспособность коры головного мозга
развивает психические процессы (мышление, память, воображение)
Чтобы ручки были сильными,
Нужно их тренировать.
Упражнения послушно
Будем вместе выполнять!
Физминутки
создает благоприятную атмосферу;
снимает напряжение, вызванное негативными эмоциями;
восстанавливает умственную работоспособность детей;
снимает мышечную утомленность;
успокаивают нервную систему;
Мы лепили, вырезали
И немножечко устали.
Мы попрыгаем, споем -
И снова творить начнем.
Дыхательная гимнастика
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Мы надуваем щеки
Как воздушный шар.
Сдуем, потом снова надуем –
Дыхание мы тренируем!
Хождение по массажным дорожкам
Наши маленькие ножки
Дружно ходят по дорожке.
Мы походим по дорожке,
Пощекочем свои ножки.
Гимнастика для глаз
улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости;
укрепляет мышцы глаз;
улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях);
Релаксация
• учит детей расслабляться;
• способствует концентрации внимания;
• помогает снять напряжение, возбуждение;
• помогает ощущать свои эмоции;
Мы закроем глазки…
Но все слышим мы вокруг.
Воображение рисует сказки:
Речка, цветы и зеленый луг.
Гимнастика пробуждения
(бодрящая гимнастика)
- Повышает мышечный тонус;
- Способствует профилактике нарушений осанки;
- Хождение по массажному коврику способствует профилактике плоскостопия;
- Поднимает настроение детей;
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней,
Спасёт всех нас она!
Чтоб здоровы были ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Приемы песочной терапии
Песок обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно - логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Хорошо играть с песком
И лопаткой, и совком.
Строить замки, строить горки,
Насыпать песок в ведёрки.
Подвижные и спортивные игры
Игры развивают у детей ловкость, смелость, сообразительность и мышление, настойчивость, решительность и инициативу. Подбираются игры в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
И без всякого сомнения
Есть хорошее решение –
Бег полезен и игра,
Занимайся, детвора!
Сказкотерапия
Сказкотерапию используют для снятия психоэмоционального напряжения 2-4 раза в месяц по 30 минут.
Наши развлечения
Нам полезно, без сомненья,
Всё, что связано с движеньем.
Будем весело играть,
Прыгать, бегать и скакать!
Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье дошкольников и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Работа с родителями
Развлечение «Витамины - наши лучшие друзья!»
Диагностика уровня психологической комфортности
Вывод: по сравнению с прошлым учебным годом процент уровня психологической комфортности детей увеличился на 12%.
Количество дней, пропущенных воспитанниками по болезни, что видно из сравнительной таблицы:
Количество
случаев
заболеваний
158
148
Количество
дней,
пропущенных
детьми по
заболеваемости
1424
1413
Вывод: Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление воспитанников. Формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих образовательных технологий является приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного учреждения.