Наталья Федичкина
Проект «Подводные обитатели» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Проект
«Подводные обитатели»
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Составила и провела: Федичкина Н. Н.,
учитель - логопед.
2016г.
Публикация «Проект „Подводные обитатели“ (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Проект «Подводные обитатели»
Тип проекта : познавательно-творческий.
Актуальность:
Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир морей и рек трудно доступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей подводных глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам морей и рек и разумном их использовании. Знакомство с подводными обитателями предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями.
Для знакомства детей с загадочным и таинственным миром был создан данный проект «Подводные обитатели».
Цель проекта : Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских и речных обитателях.
Задачи:
- Сформировать представления детей о жизни подводного мира и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
- Развивать умение сравнивать и анализировать;
- Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
- Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом;
- Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность;
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
По числу участников: групповой (14 человек)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (компенсирующей направленности) «Сказка», учитель - логопед группы.
Возраст участников: дети 6-7 лет.
По времени проведения: краткосрочный
Ожидаемый результат:
- сформировать представления об обитателях морей и рек, их строении, среде обитания, внешнем виде; простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- сформировать навыки составления описательных рассказов о подводном обитателе с использованием опорной схемы.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей по теме «Обитатели подводного мира»
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.
Выявление субъективного опыта.
«Что мы знаем?»
- подводные животные дышат жабрами (Уля Е.)
- плавают при помощи хвоста и плавников (Кира К.)
- крабы ходят по дну (Эмилия Я.)
- есть рыбы, которые мчатся быстро (Данил Л.)
«Что мы хотим узнать?»
- как они там в воде поживают (Степан А.)
- как выдавливают чернила из себя некоторые морские обитатели (Илья В.)
- рыбы хотят пить (Кира К.)
«Где мы можем найти информацию?
- Спросить у родителей. (Максим О.)
- Спросить у воспитателей. (Семен С.)
- Поехать на речку и рыбу посмотреть. (Илья В.)
- Увидеть по телевизору передачу о морских животных. (Уля Л.)
«Что мы можем сделать с родителями, чтобы не забыть то, что узнаем?»
- Поговорить с мамой и нарисовать рисунок. (Эмилия Я.)
- Посмотреть книжку про подводных животных. (Данил Л.)
- Нарисовать рисунок или слепить какого-нибудь подводного жителя. (Илья В.)
Планирование совместной - образовательной деятельности:
- Нужно рассмотреть, кто живет под водой. (Уля Е.)
- Нужно почитать книгу или журнал для детей о подводных жителях. (Эмилия Я.)
- Можно нарисовать или выполнить поделку, сделать аппликацию. (Лих Д.)
Сотрудничество с родителями:
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в зоомагазин (посмотреть какие животные и рыбы живут в аквариуме);
- полистать журналы, в которых рассказывается о подводном мире ;
- сходить в библиотеку или почитать дома книгу о животных, которые живут под водой;
- попробовать нарисовать обитателя подводных глубин.
II этап – основной этап (практический)
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность учителя-логопеда и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Образовательные области Виды детской деятельности
Физическое развитие
Тематический модуль «Здоровье»
Артикуляционная гимнастика.
«Морской ветерок», «Рыбка дышит» и др.
Подвижные игры : Подвижная игра «Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной».
Пальчиковая гимнастика
«Ловим рыбку», «Рыбка плавает по дну…» и др.
Физкультурная минутка
«Поймай рыбку»
Беседа
«Можно ли видеть под водой» и др.
Познавательное
развитие Беседы «Что такое подводное царство?»,«Чем питаются рыбы?», «Почему море соленое?», «Зачем осьминог выпускает чернила?»,
«Самые странные в мире животные», «Дельфины», «Отличаются морские жители от речных?»
Презентация: «Рыбы»
Речевое развитие Игра «Узнай рыбку по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».
Чтение художественной литературы.
Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,, норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира»
Составление описательного рассказа:
«Осьминог».
Знакомство с пословицами: «На безрыбье и рак рыба.. Дешёва рыба — дешёва и уха. Без костей и рыбки не съешь. Рыбак рыбака видит издалека.»
Подборка детских произведений для домашнего чтения: Сказка «По щучьему велению», С. Маршак «Жил осьминог со своей осьминожкой»
Социально – коммуникативное развитие Словесные игры: «Лодочки»
Дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».
Сюжетно-ролевые игры: «В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Художественно-эстетическое развитие «Кто живет под водой?» рисование подводных обитателей;
«Аквариум» - объемная модель аквариума.
Коллективная работа: «Подводный мир» (коллективная аппликация)
III этап – заключительный.
Итоговое мероприятие:
1) Итоговое занятие «Путешествие в подводный мир»;
2) выставка всех детских творческих работ, выполненных в рамках проекта "Подводные обитатели".
Анализ хода работы:
В ходе реализации проекта «Подводные обитатели» предполагаемые результаты были достигнуты:
- пополнили словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, дети научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- дети нарисовали обитателей подводных глубин; изготовили объемную модель аквариума; создали коллективную работу «Подводные обитатели»;
- дети стали различать и уверенно называть обитателей морей и рек, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о подводном царстве; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.