Арина Ананьина
Моторное планирование в логопедии
▼ Скачать
Развитие моторной сферы в логопедии
В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.
Публикация «Моторное планирование в логопедии» размещена в разделах
Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т. е., когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Человек совершая новое действие не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, то они совершаются легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Еще один вариант проявления моторного планирования возникает, когда нужно сделать, что-то необычное. Например, завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.
Подведем итог, что же это такое моторное планирование.
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями.
При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Планирование это составление алгоритмов (последовательностей, т. е включает в себя и формирование функцию мышления.
Моторное планирование – проводник между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «командует» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Например, как чистка зубов, открывание замка. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Знакомая пирамидка и юла не ставят перед ребенком новой цели, научиться манипулировать ими, эти навыки стали автоматизированными. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.
Ребенку с рождения приходится учиться выполнять новые моторные схемы, чтобы освоить их. Таким же образом, речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком. И произношение звуков, слогов, слов требует планирования моторного действия под контролем ЦНС, для этого необходима отлаженная правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь. Каждый звук имеет определенную мелкую моторную схему, последовательность звуков в слогах и словах, требуют очень большой концентрации на выполнении правильной последовательности схем. Ребенок должен точно представлять результат задуманного действия, уметь корректировать свои движения относительно времени и пространства, в том числе пространства собственного тела. Речевой акт это сложная схема мелких движений, требующая больших навыков и постоянной практики.
Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки. Также тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Встречается также, случаи нарушения контроля выполнения движений, ребенок не понимает на каком этапе совершил ошибку и не видит способа ее исправить.
Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков
Рекомендации:
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой : если движение перешло в навык до автоматизма, то оно пропускается, далее выполняется то, что еще не освоено. Любое движение отрабатывается до тех пор, пока они не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
(Специалисты выявили, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом присутствует дефицит моторного планирования. И именно это, является причиной отставания в развитии).
3. Комплексы сложных для ребенка упражнений и игр необходимо проводить регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).(Что бы сформировать умение планировать требуют системности и достижению цели)
4. Если действие оказалось сложным, его необходимо разделить на более мелкие этапы.
5. Начинать все движения делать медленно, а затем можно и ускорять.
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.
Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.
Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.
Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте? Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.
Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.