Лайсан Гафиятуллина
Мотивация обучения в кадетской школе: управленческий аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Кадетская школа дает образование и всесторонне воспитывает гражданина своей страны, который посвящает свою деятельность и образ жизни к созиданию и труду на благо людей. Воспитанник кадетской школы отличается от других сверстников такими качествами как четкое выполнение требований, соблюдение распорядка, исключительный профессионализм, стремление оказать помощь в сложной ситуации.
Публикация «Мотивация обучения в кадетской школе: управленческий аспект» размещена в разделах
Воспитательно-образовательная деятельность кадетских школ основана на взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
Основной целью деятельности кадетской школы является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе.
В области формирования образовательной программы кадетского класса предусматривается предоставление обучающимся возможности получения качественного образования.
Любое учение состоит из познавательных, социальных, престижных, компенсаторных мотивов.
- Познавательный мотив движет ученика получить новые знания, новых информаций; побуждает в нем стремление к самообразованию, интерес и удовольствие от открытия нового для самого себя.
- Социальный мотив получения знания способствует осознанию самого себя быть полезным в обществе, занять лидерские позиции; побуждает к самовоспитанию и самообразованию.
-Престижная мотивация появляется у детей с лидерскими качествами, которые всегда стремятся быть выше и лучше своих одноклассников.
-Компенсаторная мотивация помогает плохо успевающим детям, реализовать себя в спорте, музыке, рисовании и др.
С целью повышения эффективности управления качеством образования на уроках педагог должен создавать условия для познавательной активности, положительного эмоционального и добросовестного отношения к учебе, чтобы ученик стремился побеждать трудности в учебе и остался довольным своим результатом учебной деятельности.
Чтобы вытянуть и поднять учеников, которые находятся на разных уровнях мотивации и эмоционального отношения к учению (продуктивная мотивация и позитивное отношение, непродуктивная мотивация и негативное эмоциональное отношение, важными задачами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются снижение учебной и личностной тревоги у кадет и повышение у них уровня мотивации на успешное обучение.
- чтобы кадеты не теряли мотивацию к познанию, которое может привести к снижению мотивации на обучение в целом, нужно создавать благоприятные условия и проводить специальные уроки по программе психолого-педагогического сопровождения, беседы, дискуссии, консультации, индивидуальные и групповые, коллективные встречи, игры и т. д. ;
- для гармоничного развития личности и раскрытия потенциала ученика нужно использовать в учебно-воспитательной деятельности современные технологии;
- нужно использовать дифференцированный подход и создавать ситуации успеха, для эмоционального подъема и повышения самооценки ученика от решения познавательных задач вне привычной урочной деятельности.
Процесс образовательной деятельности в кадетской школе должен ориентироваться:
- на мотив общения ученика с одноклассниками, в процессе которого у них появляется интерес к самому предмету, уроку, к теме и это способствует ученику выражать собственные варианты, предложения, мнения решения вопроса;
- на мотив социального одобрения – ученик всегда ждет одобрения учителей и родителей, желает, чтобы был замечен его труд, старание, любознательность, стремление и успех;
- на мотивацию достижения успеха – осознать себя талантливым и умным; ученик стремится выполнять все задания правильно, верит в свои способности, чувствует себя талантливым и умным с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний;
Ученик кадетской школы в основном должен осуществлять свой учебный процесс на этих мотивах. Внеучебная мотивация, когда ученик интересуется только мероприятиями, не связанными с учебой, не соответствует его статусу кадета.
Учителя должны стремиться сформировать на уроках мотивацию учеников, учителя не должны использовать для достижения успеха отрицательную мотивацию, результатом которой станет только видимость учебного процесса – ученик не поймет тему урока и не заинтересуется изучением, обсуждением темы, выполнением упражнений и т. д.
Значит, учитель сам, в первую очередь, должен приложить все усилия и уметь сохранить положительную мотивацию ученика.
Таким образом, мотивационный аспект обучения у кадет является актуальной для выявления свойств личности, определяющих успешность их учебно-воспитательной деятельности.
В системе образования существуют внешние и внутренние мотивации. Внешняя мотивация связана с реакцией со стороны взрослых (родители, педагоги) на результаты учебы и воспитания ребенка. Ученик, стремленный и заинтересованный получением новых знаний и результатом своей учебы, имеет крепкий стержень внутренней мотивации.
Таким образом, совокупность всех этих мотивов устанавливает высокий уровень формирования и развития учебной мотивации учеников. Мотивированная учеба намного лучше принужденной – полученные соответствующие высокие оценки за добытое знание на основе внутренней мотивации, желания, стремления знать больше и нового – всегда будут вдохновлять ученика на новые достижения в учебе.
Использованная литература:
1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста»./ Е. И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 180с.
2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А. К. Маркова. М., Просвещение, 1990. 96 с.