Eлена Крюкова
Конспект занятия «Когда зародилась математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг, введение в образовательную программу: когда зародилась математика, и что явилось причиной её возникновения?
МОНИТОРИНГ, ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ: КОГДА ЗАРОДИЛАСЬ МАТЕМАТИКА, И ЧТО ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ?
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с высказываниями ученых математиков; способствовать формированию вычислительных навыков и стремления достигать результатов; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Понятия: ученые математики, натуральные числа.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия „Когда зародилась математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
I. Вводная часть.
Приветствие со свечой.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть здесь. У меня в руках свеча. Передавая её друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рада тебя видеть!».
Беседа:
Сегодня мы с вами познакомимся с программой, по которой будем заниматься в течение года. Помните, что наши занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Главное то, «Чему я научился сегодня?». Ведь так интересно быть умнее, быстрее и смышленее взрослых. Но не отчаивайтесь, если ответ на вопрос не приходит в голову сразу. Следуйте правилу: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть!» А оценить свои успехи вы сможете сами, и в этом вам помогут условные значки.
Я верю, что у вас всё будет получаться. А наши занятия будут успешными и интересными! Начинаем!
«Мозговая гимнастика»
Разминка для ума
II. Основная часть.
Воспитатель читает стихотворение В. Шефнера.
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
– Сегодня на занятии узнаем, зачем люди изучают математику, первого математика и многое другое.
История становления науки – математика.
– По поводу древности математики никто не спорит, а вот о том, что же побудило людей заниматься ею, существует много мнений. Одно из них: математика, так же как поэзия, живопись, музыка, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его, быть может, не до конца осознанным еще стремлением к познанию и красоте.
(С пирамидой связано много таинственных историй и легенд. В один из жарких дней Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.
- Знает ли кто – либо, какова её высота?- спросил он.
- Нет, сын мой, - ответил ему жрец,- древние папирусы не сохранили нам этого.
- Но ведь определить высоту пирамиды можно совсем точно и прямо сейчас!- воскликнул Фалес.
- Вот смотрите,- продолжал Фалес,- именно в это время, какой бы мы предмет не взяли, тень от него, если поставить его вертикально, точно высоте предмета.
Измерив тень от египетской пирамиды и тень от шеста и применив свои теоремы о подобии, он вычислил высоту пирамиды. Так, по легенде, родилась наша наука – математика.)
Для чего изучают математику?
На этот вопрос замечательно ответил английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
И еще одна особая роль математики - развитие интеллектуальных и творческих способностей человека. Лучшего средства пока не найдено.
Гении математики
Как оказалось, математике можно научиться не только в школе или в институте, но и дома, рассматривая обои. Во всяком случае это получилось у Софьи Ковалевской. Так вышло, что она в детстве смотрела в своей комнате на листы с лекциями об интегральном и дифференциальном вычислении. А все дело в том, что на детскую просто не хватило обоев. Вот так она стала великим математиком!
III. Практическая часть.
Задание1. «Разгадай кроссворд и прочитайте ключевое слово» (Математика)
Педагог проводит математические фокусы.
Фокус №1
– У меня на картонных карточках написаны две цифры:
на одной – цифра 2
на другой – цифра 3.
Двое из вас могут взять по карточке с цифрами, а я угадаю, у кого из них какая цифра.
– Первый умножь свое число на 3, а второй пусть умножит свое число на 2. Теперь, что получилось у одного и у другого, сложите.
Объяснение. Для проведения игры надо знать следующее. Цифры, с которыми проводится игра, должны быть одна четная, а другая – нечетная. Нужно заставлять умножать одно из чисел на четное число, а другое – на нечетное. Отгадывающий должен сам предположить, например, что у первого цифра 3, а у второго цифра 2, и мысленно тоже производить вычисления. Если вычисления отгадывающего совпадают с результатом тех товарищей, у которых находились цифры, значит, его предположение оказалось верным, и у первого цифра 3, а у второго цифра 2. Если же его ответ при вычислениях не совпадает с ответом товарищей, у которых находятся цифры, значит, его предположение не оправдалось и, следовательно, у первого не цифра 3, а 2, а у второго не цифра 2, а 3.
Фокус №2. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.
Фокус №3.
1. Напиши на бумаге цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
2. Попроси кого-нибудь из детей выбрать три цифры, идущие подряд (это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие) и сказать тебе их сумму.
3. Не медля ни секунды, скажи, какие цифры задумал зритель.
Секрет фокуса
Когда ты услышишь сумму, быстренько раздели ее в уме на 3. Это и будет средняя цифра! Назвать остальные не составит труда, если, конечно, ты дружишь с таблицей умножения.
Например:
Зритель назвал сумму 27. Ты делишь 27 на 3 и называешь число 9. Значит, загаданы были 8, 9, 10!
IV. Заключительная часть.
– Какое задание вам показалось трудным?
– Почему вам было трудно?
– А что вам было интересно?
– Кто был первым математиком? Почему именно Фалес?
– Как он вычислил высоту египетской пирамиды?