Сеченова Светлана Николаевна
Диагностика педагогического процесса в ДОУ (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика педагогического процесса
МБДОУ «Большекударинский детский сад»
на 2016 - 2017 учебный год
Воспитатель: Сеченова С. Н.
Дата заполнения: Октябрь 2016 г.
Май 2017 г.
с. Большая Кудара
Публикация «Диагностика педагогического процесса в ДОУ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, - в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико – психолого – педагогическому совещанию, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого – методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 2,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 1,3 до 2,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 1,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого – педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе
Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы :
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики :
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает. Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдё т и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»
С 2016 года у нас работает одна разновозрастная группа от 1,5-7лет. Диагностику и занятия провожу по подгруппам : младшая, средняя, старшая, подготовительная. Представляю диагностику подготовительной группы.
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Возрастная группа ___ Дата проведения ___ ___
№ Разделы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Ребенок в семье и сообществе Формирование основ безопасности
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)
Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности Имеет предст авления о родной стране, о родно м крае, госуда рственных праздниках Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы
Ф. И. ребенка н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г
1 Лида Ж. 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 3 1 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2,2 3
2 Артем К. 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2,1 3
3 Коля Г. 2 3 - 2 1 2 2 3 2 3 1 3 2 3 1 3 2 3 1 3 2 3 1 2 2 3 1,5 2,9
4 Дима С. 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2,4 3
5
6
7
8
9
10
11
Всего % 66 96
Итоговый показатель по группе (среднее значение) 2 2,9
Уровневые показатели: Высокий уровень –(2,7-3) балла; Средний уровень –(1,3-2,6)баллов; Низкий уровень – (0-1,2)баллов
Средний показатель по группе на начало года составляет 2балла 66% ,на конец года 2,9 балла 96%
Воспитатели:___ /___/
___ /___/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Возрастная группа ___ Дата проведения ___ ___
№ Разделы Развитие познавательно- исследовательской деятельности Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с предметным окружением, социальным миром
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)
Умеет организовывать дидактические игры, исполнять роль ведущ его, прояв ляет необх одимые к школе Устан авлива ет связи между предм етами, выдел яет свойст ва, качест ва матер иалов через исслед овател ьскую, проект ную деятел ьность Развиты мелка я моторика, сенсор ные спосо бности, выделяет различ ные детали Знает о растит ельном, живот ном мире, способах ухажи вания, размн ожения, об охране окруж ающей природы Имеет представление о космосе, планете Земля, (смена времён года, смена дня и ночи, устанавливает предметно - следственн ые связи между природны ми явлениями, живой и неживой природой Знает особе нности сезонных измен ений в природе, правилах повед ения Знает геометри ческие фигуры, их элементы, свойства о прямой линии, отрезке, моделиру ет геом. фигуры из геом. форм, создаёт предметы по контурном образцам, по описанию, представ лению Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой Ориент ируется во времен и, определяет время по часам с точностью до 1 часа, моделирует простра нственные отношения в виде рисунка, плана, схемы Умеет делить предметы на 2-8 равных частей, прави льно обозн ачает части целог о Составляет и решает задачи на сложение, вычит ание, пользу ется арифм етичес кими знака ми «+»,«-», «=» Знает порядковый, количественный счёт в пределах 10, считает в пределах 10, 20 в прямо м и обрат ном порядке, знает состав чисел до 10 Имеет представ ления о предметном мире, видах транспорта, о специфик е школы, о видах транспор та, о сферах человече ской деятельн ости, элемента рной экономик е Сформи рованы предста вления об истории человеч ества, родном крае, РФ, Рос. Армии …
Ф. И. ребенка н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г
1 Лида Ж. 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 2 3 2 3 - 2 1 3 1 3 1 3 2 3 1 3 2 3 1,4 2,9
2 Коля Г. 1 2 1 3 3 3 2 3 2 3 1 2 2 3 1 3 1 2 1 2 - 2 2 3 1 3 1 2 1,4 2,2
3 Артем К. 2 3 2 3 2 3 2 3 1 3 2 3 2 3 - 2 2 3 2 3 1 3 1 3 1 3 2 3 1,6 2,9
4 Дима С. 2 3 2 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2,3 3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Итоговый показатель по группе (среднее значение) 1,6 2,8
Уровневые показатели: Высокий уровень –(2,7-3) балла; Средний уровень –(1,3-2,6)баллов; Низкий уровень – (0-1,2)баллов
Средний показатель по группе на начало года составляет 1,7 балла, что составляет 57% ;на конец года 2,8 балла 93%
Воспитатели:___ /___/
___ /___/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Речевое развитие»)
Возрастная группа ___ Дата проведения ___ ___
№ Разделы Развитие речи
Приобщение к художественной литературе
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)
Умеет составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, из личного опыта, сочинять сказки на заданную тему, драматизировать их Имеет представление о предложении, составляет предложения, членит на слова, делит 2-х, 3-х сложные слова на слоги на части, составляет слова из слогов, выделяет последовательность звуков Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания Согласовывает слова в предложении, правильно строит сложноподчинённые предложения, образовывает однокоренные слова Умеет называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове Умеет различать на слух и произносить все звуки родного языка, делить слова на слоги… Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность Называет жанры детской литературы Знаком с иллюстрациями известных художников Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, используя выразительные средства
Ф. И. ребенка н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г
1 Лида Ж. 1 2 1 2 2 3 1 2 1 2 - 2 1 2 1 2 1 2 1,2 2,2
2 Коля Г. 1 2 1 2 2 3 1 2 - 2 - 1 - 2 1 2 1 3 1,2 2,1
3 Артам К. 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 - 2 1 2 2 3 2 3 1,5 2,4
4 Дима С. 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 1 3 2 2 2 3 1,9 2,8
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
Уровневые показатели: Высокий уровень –(2,7-3) балла; Средний уровень –(1,3-2,6)баллов; Низкий уровень – (0-1,2)баллов Средний показатель по группе на начало года составляет 1,5 балла, что составляет 50% ;на конец года 2,4 балла 80 %
Воспитатели:___ /___/
___ /___/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Возрастная группа ___ Дата проведения ___ ___
№ Разделы Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Конструктивно - модельная деятельность
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)
Знает виды народного, изобрази т. искусств а, архитектуры, умеет выделять особенности, передавать их в худож. деятельности Знаком с произведениями живописи, художникам и иллюстраторами детской книги Знает приёмы работы с бумагой и картоном, с тканью, природным материалом Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания в т. ч. по мотивам народно- прикладного творчества Владеет навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величин у, пропорции частей; правильно держит карандаш, кисть Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания Развиты навыки восприятия звуков по высоте, знаком с элементарными понятия ми (темп, ритм, жанрам и, творчеством композиторов, музыкантов Играет на детских муз. инструментах, на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах, исполняет музыкальные произведения в оркестре, ансамбле Развиты навыки танцева льных движений, художествисполне ния различных образов при инсцен ировании песен и т. д. Самот оятельно выразит ельно исполняет песни разного характера, развиты навыки сольного пения Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора по рисунку и словесной инструкции Создаёт различн е конструкции по рисунку, словесной инструкции, коллективные, по замыслу, планирует процесс возведен ия постройки
Ф. И. ребенка н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г
1 Лида Ж. 2 3 1 2 2 3 1 2 2 3 2 3 1 2 1 3 2 3 1 2 1 2 1 2 2 2,5
2 Коля Г. 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1,8 2,8
3 Артем К. 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 2 3 - 2 1 2 2 3 1 2 2 3 2 3 1,8 2,8
4 Дима С. 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 1 2 1 2 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 1,8 2,8
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
Уровневые показатели: Высокий уровень –(2,7-3) балла; Средний уровень –(1,3-2,6)баллов; Низкий уровень – (0-1,2)баллов
Средний показатель по группе на начало года составляет 1,8 балла, что составляет 62% ;на конец года 2,7 балла 92 %
Воспитатели:___ /___/
___ /___/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Физическое развитие»)
Возрастная группа ___ Дата проведения ___ ___
№ Разделы Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать Имеет представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье Выполняет ОРУ ритмично, в указанном темпе, согласуя движения рук и ног Воспитаны выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазия Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчёта, соблюдает интервалы в передвижении равняться в колонне, шеренге, кругу Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения
Ф. И. ребенка н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г
1 Сеченов Дима 2 3 2 3 1 3 1 3 1 3 2 3 1 2 2 3 1,4 2,9
2 Лида Ж. 2 3 1 2 2 3 2 3 3 3 1 3 2 3 2 3 1.9 3
3 Артем К. 1 3 1 3 1 2 1 2 2 3 1 3 1 3 1 3 1,2 2,8
4 Коля Г. 1 3 2 2 2 3 2 3 2 3 - 2 1 2 1 3 1,4 2,6
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
Уровневые показатели: Высокий уровень –(2,7-3) балла; Средний уровень –(1,3-2,6)баллов; Низкий уровень – (0-1,2)баллов
показатель по группе на начало года составляет 1,5 балла, что составляет 50% ;на конец года 2,8 балла 93 %
Воспитатели:___ /___/
___ /___/