Галина Иванова
Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение
педагогического процесса на этапе предшкольного образования
в группе кратковременного пребывания.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего дошкольного, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Одним из условий решения этой задачи является введение предшкольного образования.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования» размещена в разделах
«Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» (декабрь-2004 г. А. Фурсенко).
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?
Сегодня совместить потребности школы, родителей и возможности ребенка очень трудно, потому что родители часто хотят того, чего ребенок реально, функционально достичь не может.
И связано это, прежде всего, с теми негативными явлениями, которые возникли в последние годы в связи с жесткими требованиями школы, превратившими дошкольное образование из системы обучения, воспитания и развития в систему дрессировки, когда на занятиях по подготовке к школе фактически привносится программа первого класса — уроки письма, чтения, математики. Да еще и с оценками — и с «двойками», и с «пятерками»! Механизм выдвижения неадекватных, завышенных требований запускается в школе. Школа устанавливает экзамены при наборе детей в первый класс, экзамены, которые юридически запрещены, но реально существуют повсеместно. Еще более травмирующей для ребенка оказывается ситуация в предшкольных гимназиях, объясняющих завышенные требования своей программы для 5— 6-летних детей совсем просто: родители заказывают услугу и именно за нее платят деньги. При этом оказывается, что никому нет дела до очень тревожной ситуации, которая наблюдается в течение ряда лет: дети, прошедшие дошкольную гимназию, в 80 % случаев не хотят идти в школу — ведь уже к первому классу они знают, что такое неудача, неуспех. Согласитесь, это не очень способствует повышению их учебной мотивации.
Марьяна Михайловна Безруких, известная как признанный авторитетный специалист, много лет стоящий на страже здоровья детей, возглавляющая единственный в Европе Институт возрастной физиологии утверждает, что введение системы предшкольной подготовки позволит ослабить пагубное влияние раннего обучения на здоровье детей в связи с жесткими требованиями школы.
И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы в процессе предшкольной подготовки.
Я поделюсь накопленным опытом работы, который есть у нас в детском саду. В августе 2006 года на базе МДОУ «Детский сад №13» была открыта региональная экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования, группа кратковременного пребывания, где я и работаю педагогом дополнительного образования. В образовательном учреждении имеется хорошая материально-техническая база. Предметно-развивающая среда в группе предшкольного образования отвечает принципам функционального комфорта и требованиям техники безопасности, удовлетворяет потребностям ближайшего и перспективного развития детей, современна, удобна для детской деятельности, соответствует образовательной программе.
Главная цель предшкольной подготовки в группе кратковременного пребывания:
• выравнивание стартовых возможностей будущих школьников в получении качественного общего образования,
• развитие личности будущего школьника, формирование его готовности к систематическому обучению,
• обеспечение преемственности дошкольного и начального образования
Очень часто и психологи, и педагоги используют кусочек из фразы Л. С. Выготского: «Обучение ведет за собой развитие» — в том смысле, что первично — обучение. Да, мы можем стимулировать развитие обучением. Но это совсем не напрямую взаимосвязанный процесс. Неадекватное обучение может затормозить развитие. И самое главное — это не вся фраза. Л. С. Выготский писал: «Хорошее (адекватное, в нашем понимании) обучение ведет за собой развитие. Но обучать ребенка можно лишь тому, чему он способен обучаться».
Планирование образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Продолжительность обучения: каникулы: январь - 9 дней; март - 7 дней). Работа группы осуществляется 34 учебных недели (с 01 сентября по 31 мая, пять раз в неделю, ежедневно планируется 3 занятия (длительность занятий не более 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут, игровой час.
Содержание образовательной деятельности планируется в соответствии с направлениями развития ребенка:
• «Познаем других людей и себя»
• «Познаем мир»
• «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
• «Учимся родному языку»
• «Учимся рисовать»
• «Играем и фантазируем»
Образовательная деятельность осуществляется через интеграцию направлений развития ребенка с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира. Выделение разделов достаточно условно, так как особенностью планирования является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения. Интегрированные занятия создают положительный эмоциональный настрой у детей, позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, при этом развиваются коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свою мысль).
Раздел «Познаём других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребёнка воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаём мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др., усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач данного раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего "Математики" и "Окружающего мира". Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Приходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др., и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображение;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Подводя итог работы за год, необходимо отметить, что на разных этапах проводимой работы уделялось внимание совместной (партнёрской) деятельности, которая составляет основу образовательного процесса (непосредственно на занятиях) и при развитии коллективно-распределённых форм детской игры -игровой час. Особенность игрового часа в том, что взрослый привлекает к занятиям детей без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя их своим партнёрским участием. Это существенно отличается от обычного представления, когда ребёнок беспрекословно должен быть послушен взрослому, должен у него учиться, т. е. сведение роли ребёнка к постоянной позиции «снизу».
При общении со взрослым, для того, чтобы ребёнок стал активно чему-то учиться, выполнять какие-то требования, ориентироваться на руководящего общей деятельностью взрослого, нужно, чтобы деятельность была для ребёнка интересна, чтобы ему хотелось в ней участвовать. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальный для взрослого и для ребёнка. В рамках такого контекста общей деятельности, увлечённые ею ребёнок и взрослый неоднократно меняют позиции «снизу» и «сверху».
Партнёрство особенно рекомендуем использовать при индивидуальной работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Волшебной оказывается рука на плече неуверенного в себе ребёнка, который выполняет трудное задание. Рука является знаком единства и общности.
В своей работе большое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий как системы мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, на сохранение здоровья ребёнка на этапе предшкольного обучения и развития.
Здоровьесберегающая деятельность педагогов ориентируется на здоровье ребёнка не как на сиюминутное состояние, а как на процесс, чтобы увеличить резерв здоровья ребёнка, подготовить к более сглаженной адаптации к школьным нагрузкам.
Важно, что индивидуальное развитие ребенка прослеживается комплексно и в педагогический процесс вовлечены все участники: педагог группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители ребенка. Таким образом, психолого-педагогическая система сопровождения представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка, рассматривается преемственность предшкольного и начального образования.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники ГКП успешно адаптируются в новых условиях. По результатам индивидуальных бесед с родителями выпускники нашей группы хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
В заключение хотела бы привести слова Альберта Эйнштейна-
физика-теоретика, одного из основателей современной теоретической физики, лауреата Нобелевской премии по физике 1921 года, которые как ни одни другие отражают проблему образования :
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».