Приложение МААМ

Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса

Светлана Яковлева
Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Яковлева Светлана Николаевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

ГБДОУ д/с №8 Приморского района

Санкт-Петербурга

Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?

Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.

Публикация «Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах

Сущность развития в педагогическом процессе мы понимаем прежде всего как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т. д.

Так как развитие - процесс внутренний, судить о нем может прежде всего сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т. е. через рефлексию.

Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.

Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию : учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т. д. Суть педагогической ситуации - во взаимодействии педагога и воспитанника, в котором деятельность одного детерминирует определенную деятельность другого.

Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

- изучение семей детей;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Конфликты в сфере педагогического взаимодействия довольно насыщенные, вариативные, тесно связаны с семейными конфликтами и обусловлены развитием конфликтности личности, ее влияния на окружающих. Педагоги имеют дело с учениками, коллегами, родственниками, и в каждой из упомянутой связи могут возникать конфликты. Конфликты с учениками, с родителями можно обсудить с коллегами. Обсуждение же конфликта, который возникает с кем-нибудь из ближайшего окружения, имеет значительные последствия в связи с изменением приоритетов личности.

Недостаточная психологическая культура – одна из причин трудностей общения в педагогической среде. Каждый педагогический коллектив определяется особенной психологической атмосферой, то есть, доминирующими мыслями, чувствами, настроями, интересами, переживаниями учителей. Психологическая атмосфера значительно влияет на эффективность деятельности педагогов, на уровень сплоченности, дисциплины, трудоспособности на формирование личности каждого учителя.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

• воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

• не делать поспешных выводов;

• при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

• научиться ставить себя на место другой стороны;

• не давать конфликту разрастись;

• проблемы должны решаться теми, кто их создал;

• уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

• всегда искать компромисс;

• преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Публикации по теме:

Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.

Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе Мониторинг физического развития на начало года, показывает показатель 4,2 (84%) -есть проблема в развитии детей. Вывод (сентябрь): диагностировано.

Коллаж как средство привлечения к сотрудничеству участников педагогического процесса с детьми раннего возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Контроль за выполнением педагогического процесса КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА № Вид контроля Тема контроля Объект контроля сроки ответ-ые 1 оперативный Двигательная.

Метод проектов как способ организации педагогического процесса Метод проектов, как способ организации педагогического процесса. И. Н. Онухова воспитатель МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра.

Эссе «Педагогическая рефлексия» 1. Чтобы успешно и продуктивно применять рефлексию педагогического взаимодействия. Рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.

Письменный отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного В нашем детском саду с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, каждым педагогом организуется индивидуальная работа.

Проектная деятельность как средство оптимизации партнерских отношений На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 20:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Яковлева (УИ 127025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД