Татьяна Кусик
Доклад «Проектирование педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем.
Публикация «Доклад „Проектирование педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС“» размещена в разделах
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог- новатор, педагог- исследователь, поэтому все более широкий круг педагогов- включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного.
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем МОУ Орлинская СОШ филиал Орлинский детский сад: она внедряется в практику педагогов детского сада уже с 2008 года. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Реализуя проектную деятельность, мы изучили множество рекомендаций и методик разработки педагогического проекта, которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование - это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.
Существуют основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
• обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
• развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
• Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, так и события в жизни детского сада, городка, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов. Но особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сад проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты различны по типологии, они отличаются.
По количеству участников – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные.
По продолжительности
- краткосрочные (1-3 занятий)
- средней - продолжительности (1-2 месяца)
- долгосрочными (весь учебный год).
По видам проекты подразделяются на следующие:
1. Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в
виде детского праздника.
2. Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
3. Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ
персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
4. Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные
социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) .
Главное в методе проектов нашего детского сад - это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Использование метода проекта делает образовательную систему наше детского сада открытой для активного участия родителей. Сблизились позиции сада и семьи к совместной творческой деятельности - разработано и реализовано ряд проектов совместно с семьями воспитанников:
Воспитанники нашего филиал Орлинский детский сад ежегодно участвуют в районном конкурсе исследовательских работ «Почемучки» и занимают призовые места.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрению ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий.
Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе детского сада помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника».