Усанова Светлана
Технология психологического сопровождения «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя технология психологического сопровождения»
«Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
Усанова Светлана Дмитриевна,
воспитатель, МБДОУ №2 «Калинка» г. Новочебоксарск
Актуальность:
Темочки:
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Современным детям в наше время тяжело выражать свои чувства, эмоции, разрешать проблемные ситуации. И все это происходит от того, что наступило время информационных технологий, и мир не стоит на месте. Родителям некогда общаться со своими детьми в силу своей занятости. И наша задача как педагогов помочь таким детям, ведь ФГОС предполагает индивидуальный подход к ребенку и обеспечение психологического эмоционального благополучия. Для этого необходимо внедрить в работу новые инновационные педагогические технологии, методы и формы работы с детьми.
Первой причиной стал результат диагностики знаний детей старшей группы в области «социально-коммуникативное развитие». Ее итогом стало то, что большей частью детьми недостаточно хорошо освоена эта образовательная область.
Второй причиной внедрения в наш педагогический процесс технологии «Утренний круг» стало поступление в нашу группу новеньких детей. Им тяжело было социализироваться, пройти адаптацию, они приходят с плохим настроением, тяжело расстаются с родителями.
Технология «утренний круг» предусматривает совместную деятельность взрослых и детей, которая проходит после завтрака. Это один из видов режимных моментов. Его основной целью является то, чтобы настроить детей положительно на новый день, вселить в них уверенность среди товарищей.
Групповой сбор является решением целого ряда образовательных задач:
- дети чувствуют свою значимость, то, что их принимают такими, какими они есть;
- подводит к пониманию эмоционального состояния других людей, по- другому развивает эмпатию;
- развивает навыки культурного общения;
- формирует представления о нормах и правилах поведения в обществе;
- способствует умению планировать собственную деятельность.
Основной задачей утреннего круга является забота друг о друге, способность к сотрудничеству, обмен новостями, опытом, идеями. Установление комфортного социально – психологического климата в группе.
Всего из четырех этапов состоит утренний сбор :
1. Приветствие
2. Игра
3. Обмен новостями
4. Составление плана на день
Первый этап - приветствие.
Приветствие можно проводить в форме позывных, например, звон колокольчика, музыку, или речевку с движениями. Здесь ребята приветствуют друг друга комплиментами, улыбками, пожеланиями на предстоящий день.
Приветствия тоже могут быть в разной форме : это могут быть
- «обычные приветствия» (например, здравствуй, Маша); - «приветствия с действиями»;- приветствия от имени героев; а особенно им нравится «официальные приветствия» (к примеру, «мадам», «молодой человек»). После этих обращений у них сразу появляется улыбка, смех.
Второй этап - игра.
Для этого этапа мы придумали и создали своими руками «Уголок настроения», где имеются три отсека с разными смайликами: грусть, улыбка, злость. Каждое утро ребенок приходя в сад, ставит свою фотографию в тот кармашек, какому смайлику соответствует его настроение. После этого тот, у кого настроение плохое, озвучивает причину и мы с остальными ребятами ищем пути их решения. Что они могут, к примеру, предложить (обнять, подарить такую же игрушку, советы дают, просто потанцевать) И пытаемся помочь и поднять настроение. Ну, а если все пришли с хорошим настроением, то мы просто закрепляем его играми.
Так как наши дети уже старшего дошкольного возраста, то игры мы проводили в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем.
В младших и средних группах игры могут быть разные игры: это и различные пальчиковые ; словесные («Придумай предложение»); игры – фантазия («Оживление предметов»); игры- цепочки (берем игрушку, и какое – то задание, к примеру, поздороваться или рассказать новости от лица героя);
Психологические особенности возраста таковы, что младшие дошкольники предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, а старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.
Третий этап - обмен новостями.
Обычно это самый любимый этап у детей. Особенно у них много новостей после выходных. Они все хотят выговориться, перебивают друг друга. Важно воспитателю поддержать монолог ребенка, но научить слушать друг друга и не перебивать. Для этого придумать и оговорить правило, которое действует в нашей группе, к примеру, не перебивай того, кто говорит. Или для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить решить самим, сколько человек и кого именно они сегодня будут слушать, или оговорить, сегодня свои новости рассказывают только мальчики/ девочки и т. д. Для детей младшего возраста уместно проводить обмен новостями в форме вопрос - ответ, то есть в виде интервью. Малыши учатся только говорить, поэтому ответы будут короткими.
Важно, чтобы педагог следил за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Важно помнить:
-не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
-не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
-не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
-не запрещаем (запретных тем нет);
Составление плана дня.
Для этого этапа мы создали такой стенд, центр планирования «Я выбираю», на котором изображены все центры, которые имеются в группе. Прежде чем, ребенок выберет и поставит свою фотографию в тот центр, в котором бы он хотел заниматься, воспитатель озвучивает все виды деятельности. Например, если тема недели «семья», а ребенок выбирает изобразительную деятельность, значит он знает, что мы будем рисовать семью; в книжном уголке - читать про семью, в центре конструирования – строить дом и т. д.
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. [2, c.46]
Наши старшие дошкольники сами называют какой день недели, какие занятия проходят в этот день. Они сами перечисляют и называют все этапы режимных моментов, предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, не запланированным может быть, например, музей.
Вечером уже подводим итоги: все ли нам удалось сделать, что было запланировано? Что больше всего понравилось? А что не понравилось? Что запомнилось и т. д.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, каждый из этапов требует особого внимания, особых приемов, методов, направленных на реализацию задач. Для младшего возраста воспитатель играет особую роль помогает во всем, демонстрирует наглядно; игры детей более старшего возраста приобретает характер психогимнастики.
Ожидаемые результаты. Мы с 2020- 2021 г ведем проект в старшей группе ««Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста». И мы уже видим результаты и радуемся, когда наши дети свободно общаются и делятся своими новостями друг с другом, а особенно, как приветливо принимают постоянные дети вновь прибывших детей; как они общаются, не перебивая друг друга; рассказывают друг другу и нам воспитателям о своих переживаниях, обидах; как они умеют делать свой собственный выбор и тем более планировать. Тогда мы, воспитатели, понимаем, что каждый день, прожитый с детьми не зря и мы, надеемся, что добьемся еще больше результатов!
Литература:
1. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь! :Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. – Самара: ООО «Офорт», 2004. – 76 с.
2. Зигле Л. А., Ефимова Н. М. Педагогический круг СПб. :РЕМДОМ 2011г.
3. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для проведения тренинга. /Под ред. Н. В. Мальцевой – Самара. 2004г. /
4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч / Л. В. Свирская — «Линка-Пресс», 2010
5. ФГОСы