МААМ-картинки

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Лещенко Людмила Николаевна
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35».

Моя педагогическая находка, тема:

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста».

Подготовил: воспитатель высшей

квалификационной категории

Лещенко Людмила Николаевна.

Оренбург 2022г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 35»

Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как говорит кандидат педагогических наук Наталья Васильевна Гавриш: ««В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уста в уста,

Народное – автор- народ,

Творчество – создано в результате труда.

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться её культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал- это дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от старшего поколения, родителей, дедов и прадедов, сохранивших культуру родного края, уважение и бережное отношение к семейным реликвиям.

Современные требования, предъявляемые к процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнёров.

Как отмечает советский учёныйй по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук Александра Платоновна Усова: «Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали его драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык будет живым и ярким».

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития связной речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Именно фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речь ребёнка. Чем раньше мы начнём знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребёнок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Главная цель работы – развитие речи детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

С какой целью я использую фольклор : создать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Какие задачи я поставила:

- освоение разговорной речи;

-расширение словарного запаса;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование связной речи;

- расширить представление детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Прежде чем приступить и начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

Создание развивающей речевой среды в группе:

- возрастной подход;

- функциональность;

- вариативность;

- наглядность;

- системность;

- комфортность;

- самостоятельность;

- доступность;

- применяемость;

- соответствие требованиям программы,

В моей группе организованна развивающая предметно- пространственная среда, атрибуты старинной утвари: самовар, рушник, макет «русская изба», коромысло, салфетки ручной работы, костюмы и атрибуты для С/Р игр. Картотеки малых форм фольклора.

Жанры детского фольклора, используемые в работе :

- колыбельные песни;

- потешки;

- прибаутки;

- заклички;

- приговорки;

- детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);

- народные игры Урала.

Детский фольклор используется :

- В период адаптации; пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

- В режимных моментах;

- На прогулке;

- Использование фольклора в театрализованной деятельности.

- Использование в занятиях;

- В народных играх;

- Детские песенки, хороводы.

Cвободной деятельности.

Вывод:

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Фольклор всегда считался элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений, обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений, и мудрые, доступные детям истины помогают им адоптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Всем спасибо за внимание.

Говорим вам – до свидания!

Фольклор –

Душа народа, жизнь и быт,

Его культура и обряды,

Его поэтика и песни

Его культура и наряды,

В чём суть сего?

Постичь придётся

Поколеньям нашим молодым.

Всё это отголоском отзовётся

И близким и родным.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2022 в 20:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лещенко Людмила Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД