Татьяна Клочкова
Формирование навыка образного чтения у детей младшего дошкольного возраста на основе методики ситуационных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая копилка приемов современной образовательной технологии «Молодые дарования — 2018 года»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
Районный педагогический фестиваль
«Молодые дарования – 2018»
Моя педагогическая копилка приемов современной образовательной
технологии
Тема: «Формирование навыка образного чтения у детей младшего дошкольного возраста на основе методики ситуационных игр
О. Н. Тепляковой»
Автор: Клочкова Татьяна Валерьевна
Темочки:
Должность: воспитатель первой младшей группы
Домашний адрес: ***
Тел. : ***
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
Актуальность: В связи с интенсивным ростом технологии и информации в программе начального школьного образования изменились требования к уровню подготовленности обучающихся. Время на обучение беглому осознанному чтению сократилось более чем на 70%. Появилась необходимость решить эту проблему. Создается противоречие между желанием и реальной возможностью достижения поставленной цели. Основная образовательная программа дошкольного учреждения не предполагает обучения ребенка чтению.
Новизна: Изучив много методик раннего развития детей дошкольного возраста, мой выбор пал на методику раннего формирования навыка образного чтения Ольги Николаевны Тепляковой.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игровой форме дети способны качественно и быстро усваивать новую информацию, а также познавать окружающий мир, даже в младшем дошкольном возрасте.
В основе методики лежат ситуационные игры, сюжеты которых взяты из реальной жизни. В них нет места непонятным образам. Все, о чем говорится в игре, ребенок может увидеть, почувствовать, потрогать. Именно такой подход, является наиболее подходящим, физиологически и психологически обоснованным и эффективным для раннего формирования навыка образного чтения детей. Сначала ребенок начинает узнавать слова,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
используемые в игре, первоначально реагируя на звуковое произношение целого слова. Затем уже анализирует предмет или явление, действие зрительными и тактильными органами чувств. Сами слова ребенок видит в написании, при этом закрепляя их звуковым произношением.
Инструментальность: Не достаточно просто показать карточку с написанным словом «мишка». Будет более эмоционально, если вовлечь в игру самого плюшевого мишку, потрогает его, спеть песенку и рассказать стишок, «покормить» его, поучаствовать в театральном представлении с другими игрушками, нарисовать мишку или сделает аппликацию. А на поделках нужно обязательно делать надписи, дающие эмоциональную окраску игре. При прочтении надписи необходимо обвести ее, это способствует концентрации образа слова и в дальнейшем предотвращает слияние слов в тексте при написании. Каждое слово обводится в отдельный овал ярким фломастером. При этом для обводки слова в одной фразе используется один и тот же цвет. Так происходит восприятие слова ребенком. Заранее или во время игры можно создать карточки с надписями, а также использовать специальные книги и мозайку с написанными словами. Практически во все играх по методике Тепляковой используется прием "из руки в руку". Почему стоит помогать малышу своей рукой? Во-первых, так с самого начала ребенок научится держать пишущие инструменты правильно, и малышу не придется переучиваться в школе. Во-вторых, удерживая
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
детскую руку в своей руке, можно показывать ребенку, приемы рисования и письма, и это здорово облегчает обучение.
Доступность: Методика очень активная, все игры дают возможность ребенку активно действовать с предметами и материалами и влиять на ход игры. Никакой сложной подготовки или дорогих пособий. Игры, которые разработала Ольга Николаевна Теплякова, настолько просты, что их могут использовать люди разного социального статуса, без специального педагогического образования, для любого возраста детей. Методика включает не только работу с ребенком, но и с семьей. Ведь совместная деятельность педагога и родителей усиливает результат в геометрическом прогрессии.
Результативность: В играх по методике Тепляковой формируется умения создавать художественные произведения (рисовать, лепить, клеить, читать и писать, а также сочинять свои стихи и рассказы, выступать на публике и участвовать в маленьких спектаклях, петь и музицировать на
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
самых разных инструментах, считать, выстраивать логические отношения, понимать геометрию предметов. Играя, ребенок начнет радоваться успехам, придумывать новые забавные сюжеты, создавать свои правила, ошибаться, думать необычно, от души веселиться.
Ситуационные игры не только дают пищу для формирования необходимых навыков и познания, они к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе. Благодаря простоте и доступности методов Ольги Николаевны Тепляковой легко создается симбиоз семьи и детского сада, что способствует повышению качества формирования навыков образного чтения, и плавного перехода к приобретению навыка чтения. Для продуктивной деятельности, используя методику, был создан клуб «Галка-Игралка» для родителей и педагога-воспитателя.