Людмила Федорович
Моя педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Моя настольная книга «Педагогика на каждый день» (из круга чтения Л. Н. Толстого, в которой собраны мысли многих писателей, философов и педагогов об истине, жизни и поведении.
Лихтенберг (немецкий ученый, философ, педагог) говорил: «Хорошо бы расследовать вопрос о том, не вредно ли слишком полировать детей при воспитании? Мы еще не достаточно знаем человека, чтобы не предоставить выполнение этого случаю, если можно так выразиться. Я уверен, что если бы нашим педагогам удалось достигнуть своей цели, - я хочу сказать: если бы они оказались в состоянии воспитывать детей вполне так, как они этого хотят, то мы не имели бы более ни одного истинно великого человека. Избави бог, чтобы человек, учителем которого является вся природа, сделался бы куском воска, на котором отпечатал бы свой возвышенный образ какой-нибудь профессор.» Все люди были бы тогда похожи на персонажей из романа Замятина «Мы» (вместо имени номер) или на манкуртов из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длиться день или буранный полустанок».
Публикация «Моя педагогическая концепция» размещена в разделах
Задача воспитателя не допустить этого, ибо детство «держит в руках истину»
Примета нашего не простого времени – снижение потребности в творческих личностях. Происходит усреднение таланта. Невостребованность, а значит, затухание и гибель таланта, творчества, горение духовности – это дорога в никуда. Этот вопрос, по моему мнению, актуален как никогда.
Воспитатель, считаю я, должен большое внимание уделять воспитанию красоты души человеческой, пониманию предназначения человека, его человеческого пути. От меня зависит превратится ребенок в кораблик с собственным парусом и курсом или останется щепкой плывущей по течению.
Формирование и развитие духовного мира человека – важнейшая проблема и задача современной педагогики. И я стараюсь идти в ногу с ней и со временем. Моя цель сделать человека чище, лучше и добрее. И в этом мне помогает театрализованная деятельность. Театр, на мой взгляд,- важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через личное эмоциональное переживание. Он выражает и формирует отношение человека к бытию и самому себе. Театр оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, и эмоциональной по содержанию речи. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его поняли способствует воображению, развитию эмоционального мира ребенка.
Не забывайте, что «двое смотрят вниз: один видит лужу, а другой звезды, которые отражаются в ней». Нет двух одинаковых детей! Поэтому проблема воспитания творческой личности – проблема актуальная для педагогики, которая проявляется в необходимости формирования творческой личности в процессе воспитания и понимании ведущей роли художественного и эстетического воспитания в этом процессе.
Решать эту проблему мне помогает развитие речи через театрализованную деятельность, так как слово доступно для всех выражений идей и носит в себе основной понятийный смысл. «Слово дает простор нашему духу и каждый раз находит все новые и новые оттенки», - писал П. Флоренский.
Необходимо учитывать в процессе работы с детьми (по И. И. Ильясову) :
1. ребенок – это ребенок, а не маленький взрослый.
2. разделять знания, умения навыки и задатки, способности, талант.
Первые приобретаются по законам роста, вторые развиваются.
После 5 лет механизм воображения выходит впереди и доминирует над всеми другими. Ребенок создает фантастические образы и живет в мире сказок, включается в работу самопроизвольно.
Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки я провожу как чтение детьми текста по ролям. Я выполняю роль ведущего и говорю текст от автора. Иногда инсценирование включает действие с фигурками настольного или пальчикового театров, используется фланелеграф.
В игре драматизации проговаривание текста сопровождаю игровыми действиями.
Театрализованные игры используются мной в старших группах и базируются на инсценировках и играх драматизациях. В театрализованной игре заняты все дети группы (ведущие роли, массовые сцены, подготовка к спектаклям). Театрализованные игры постепенно вводят детей в мир образов и развивают коммуникативные способности.
В средней группе речь детей имеет уже довольно большой словарный запас, широкое представление об окружающем мире, эмоционально реагируют на события, углубленно воспринимают художественные произведения, дифференцированно подходят к восприятию художественной формы, знают много наизусть. Активизируется исполнительская деятельность: дети с удовольствием пересказывают сказку, охотно их драматизируют, стремятся воспроизвести в речи, мимике, характерные особенности персонажей, передать свое эмоциональное отношение к ним. Развиваются творческие способности: дети сами придумываю сказку, загадки, стихотворения по аналогии с уже известными. Оценивают получившееся.
В моей работе следует учитывать, что нет одинаковых детей. В дошкольной психологии принято выделять (по Бредвею и Альберс Хилу) :
1. детей-слушателей – познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки. Они любят петь, рассказывать стихи, проявляют интерес к чтению, правильно и хорошо говорят, предпочитают разговорные игры, любят инсценировки, игры – драматизации. Как показывает практика, такие дети лучше всего справляются с главными (ведущими) ролями. Если в начале года диагностика показывает средний уровень, то в конце года у большинства знания дорастают до высокого уровня.
2. дети-зрители – познают окружающий мир визуально, полагаются на зрительные ощущения им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать. Из таких детей получаются хорошие художники – оформители спектаклей. Развитию языковых навыков таких детей приходится уделять большее внимание. На главные роли таких детей не вызовешь, они предпочитают массовые сцены.
3 дети-деятели – познают мир путем прикосновений, движений, главная проблема неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать внимание на одном предмете. С такими детьми следует вести долгую подготовительную работу и даже после нее не все могут открыто выступить в инсценировке либо в драматизации.
Все вышеизложенное я применяю и учитываю в кружке «Лесные истории». Мною разработана программа кружка. В кружке переплетаются одно из инновационных направлений педагогики – экологическое образование и развитие речи через театрализованную деятельность. Цель кружка «Ленные истории» состоит в формировании экологического мировоззрения в широком его понимании и культуры речи с помощью игры драматизации через использование природного материала поделок из него.
Кружок помогает:
- продолжить формирование основ экологической культуры;
- расширить представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире; правилах поведения в природе;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей; развивать грамматический строй речи;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- закреплять у детей желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой;
- развивать у детей экологическое мышление и творческое воображение;
- воспитывать любовь к природе Тульского края.
Для успешного решения этих задач, по моему мнению, важно заняться формированием «экологией души ребенка» Занятия кружка проводятся в форме творческих коллективных занятий (аппликация, лепка, конструирование, бесед, конкурсов, путешествий. Каждое занятие - это поиск, дети учатся находить истину с помощью методического приема «порассуждать». Например, на занятии «Белая береза» наводящие вопросы (почему береза белая, какое время года, что идет зимой, что лежит на ветках березы) подводят к тому, что ребенок находит ответ (береза принакрылась снегом, точно серебром). Использование отрывков классиков помогает раскрыть, описать красоту природы и постепенно обогащает словарный запас. Параллельно следует осваивать азы воображения. Еще Энштейн говорил: «Воображение важнее знания – знание ограничено, воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». Именно поэтому кружок работает и наши «немые картинки» оживают. Например, для кого-то белая береза это невеста, для кого-то она нарядилась и отправляется в замок на бал, как Золушка. Здесь часто дети используют приемы фантазирования: оживление, динамизации, изменения законов природы, увеличения или уменьшения. Часто помогает на кружковых занятиях прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого предмета или изготовленного ими. Например, улитки, грибочка, рыбок и т. д. На кружковых занятиях используем закон уподобления «Художник и зритель» - постоянная смена ролей детьми то художник, то зритель, по отношению к своим собственным работам. Чаще всего этот прием используется на выставках. Так же на кружковых занятиях используется и нетрадиционная работа со сказкой: перепутать сюжеты и героев (не ежик в тумане, а ежик в океане, а детям предложить «выпутаться из сложившейся» ситуации изменить характер героев, изменить место действия. Все это очень нравится детям.
Мой стиль общения в процессе кружковой работы: выслушивать каждого, не давать отрицательных оценок – это закрепощает, давать только положительное (интересно, любопытно, хорошо).
Важно дать каждому ребенку возможность самовыражения, помочь ему понять, чего он хочет достичь. В этом большую роль играет активизация детей в процессе занятия.
Вся эта проводимая мною работа помогает вырастить творческую личность, художников слова и чистой душой людей.