Светлана Барабушкина
Воспитание экологической культуры и здорового образа жизни учащихся средствами социальных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Главный педагогический смысл технологии социального проектирования- создание условий для социальных проб личности. Социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации : формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Проект – это средство управления деятельностью. Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Публикация «Воспитание экологической культуры и здорового образа жизни учащихся средствами социальных проектов» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социальные проекты бывают нескольких видов: прикладные, информационные, ролевые или игровые, исследовательские, проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования :
-привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам;
-включение учеников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования :
-повышение общего уровня культуры учащихся за счет получения дополнительной информации;
-формирование социально-личностных компетенций : навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п., социальная мобильность и т. д. ;
-закрепление навыков командной работы.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, учитель с учащимися проходит все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
Одна из актуальных проблем на сегодняшний день - воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования. Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Различные социальные проекты должны быть направлены на:
-формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий :
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В качестве планируемых результатов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования посредством социальных проектов можно рассматривать усвоение обучающимися :
-социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;
-первичных экологических представлений, адекватных научным знаниям;
-социальных норм экологически безопасного поведения;
-личного опыта эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, мотивирующих на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу-нельзя»;
-коллективно-распределенного опыта применения универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта.
Примеры проектов :
Проект «Мой родной край». Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» для первоклассников. Практико-ориентированный проект «Комплекс физических упражнений». Экологический проект «Покормите птиц зимой». Проект «Город безопасности».Краеведческо-экологический проект «Край родной». Проект «Я и моя семья».