Мария Капитонова
Проект «Все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Все професии важны»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду. В детском саду, на данном этапе, необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Публикация «Проект „Все профессии важны“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Актуальность проблемы воспитания формирования представлений о профессиях взрослых и их социальной значимости у детей дошкольного возраста продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира. Поэтому важно, чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Цель проекта : Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные, практические ситуации, а также подготовка в условиях инновационной образовательной среды воспитанников к осознанному выбору будущей образовательной и профессиональной траектории.
Задачи:
• Расширять знания детей о труде людей разных профессий.
• Формировать представления детей о значимости всех профессий.
• Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
• Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
• Формировать нравственные качества, воспитание уважения к людям труда, их деятельности и результатам.
• Развивать познавательную и творческую активность дошкольников в процессе вхождения в мир профессий.
• Прививать интерес к литературным произведениям о людях разных профессий и умение отражать знания о профессиях в игровой и продуктивной деятельности.
• Воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности детей и педагогов.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учё том следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный (предварительная работа) :
Анкета для детей по выявлению знаний детей по ознакомлению с трудом взрослых.
Диагностика (анкетирование детей и родителей). Цель: выявление имеющихся знаний у детей по профессиям
Музыкально - театрализованное развлечение «Кем быть?» Цель: обогащение знаний детей о профессиях.
Занятие-путешествие по реке времени «Ремесла Древней Руси». Экскурсия в мини- музей «Русская изба». Цель: обогащение знаний детей о профессиях Древней Руси.
Работа в книжном уголке: знакомство с книжной выставкой «О профессиях всерьез». Цель: обогащение знаний детей о профессиях, привитие интереса к литературным произведениям
Организация игровой деятельности в группах: дидактические игры «Знакомство с профессиями», «Четвертый лишний».
Совместный проект родителей и детей «Профессия родителей глазами детей»
Игровое занятие «Чем пахнут ремесла» (инсценировка стихотворения Дж. Родари»
Интегрированное занятие «Книжное издательство». Цель: ознакомление детей с профессиями писателя, издателя, художника-иллюстратора.
Изготовление книг-самоделок.
Совместная творческая деятельность родителей и детей по созданию рисунков и аппликаций «Наши любимые воспитатели». Оформление выставки.
Организация игровой деятельности в группах: сюжетно-ролевые игры : «Книжное издательство», «Воспитатель» дидактические игры «Угадай профессию», «Что к какой профессии относится?».
Социальная акция «Наш чистый участок!» Помощь взрослым при уборке участка
II этап
Основной (мероприятия, направленные на реализацию проекта) :
проведение комплекса образовательно-воспитательных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями.
Алгоритм ознакомления с профессией : название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудие труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества.
III этап
Заключительный (подведение итогов) : мониторинг (итоговый)
Анкета для детей по выявлению знаний детей по ознакомлению с трудом взрослых.
Результативность проекта
В процессе реализации проекта, результат получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей. Дети стали интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также дошколята стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда.
Список использованной литературы
1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М. : Педагогика, 1985.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978. — №10.
6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.
7. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. — М., 1986.
8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М. : Воронеж,
Приложение
Приложение №1
Анкета для родителей «Дошкольник и профессия»
Анкета «Что знают дети о профессиях своих родителей?»
1. Знает ли ребёнок о Вашей профессиональной деятельности? Может ли назвать профессию родителей, трудовые операции, связанные с нею?
2. Знает ли ребёнок, где находится место вашей работы, бывал ли он там?
3. Проявляет ли ребёнок интерес к Вашей профессиональной деятельности, задаёт ли вопросы, связанные с вашей профессией. Если «да», то какие? Запишите некоторые из них.
4. Имеет ли ребёнок представления о значении вашего труда для жителей нашего города?
5. Знаете ли вы, кем хочет стать ваш ребёнок? К каким профессиям он проявляет интерес?
6. Нравится ли ребенку профессиональная деятельность родителей, хочет ли он выбрать профессию одного из родителей, когда вырастет?
7. Приходилось ли Вам вместе с ребенком приобретать или создавать предметы необходимые для вашей профессиональной деятельности? Если «да», то какие?
8. Играет ли ваш ребёнок в игры, тематика которых связана с профессиональной деятельностью родителей? Участвуете ли Вы в них?
Анкета для детей
по выявлению знаний детей по ознакомлению с трудом взрослых
- Какие профессии вы знаете?
- Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе?
- Для чего все люди трудятся?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?
Анкета для родителей
«Дошкольник и профессия»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?
2. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии?
3. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?
4. Привлекаете ли Вы своего ребенка к обсуждению своих профессиональных дел?
5. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?
6. С какими вопросами познавательного характера обращается чаще всего?
7. Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?
8. Какие, с Вашей точки зрения, представления о профессиях нужно совершенствовать?
9. Ваши пожелания. Какими знаниями, о каких профессиях Вы бы хотели, чтобы овладел Ваш ребенок?
Спасибо за откровенные ответы!
Анкета для родителей
1. Ф. И. О. ребенка, возраст.
2. С какого времени посещает детский сад?
3. Знаком ли ребенок с профессиями соей семьи?
4. Какими методами Вы пользуетесь, чтобы знакомить детей с профессиями Вашей семьи и своего города (подчеркнуть?
а) чтение произведений
б) личный пример, объяснение в)экскурсии
5. Отношение ребенка к Вашей профессии :
а) положительное
б) отрицательное
в) равнодушное
6. Ваше отношение к самоопределению ребенка в будущем.
Спасибо!
Уважаемые родители!
С целью обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, просим ответить Вас на следующие вопросы:
1. Как называется ваша профессия? Знает ли ваш ребенок что-либо о вашей профессии?
2. Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии?
3. Какие орудия труда необходимы для вашей профессиональной деятельности?
4. Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества?
5. Каковы ваши увлечения, хобби?
6. Интересуется ли ваш ребенок вашей профессиональной деятельностью или вашим увлечением
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Диагностическая карта сформированности у детей старшего дошкольного возраста по профессиям.
Цель: выявить имеющиеся знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка.
Вопросы:
1. Перечисли, какие профессии ты знаешь
2. Какая профессия у твоих родителей
3. Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь
4. Какими качествами должен обладать полицейский
5. Как называют врача, который лечит детей
6. Какие инструменты нужны врачу для работы
7. В чем состоит работа парикмахера
8. Кого называют военнообязанными
9. В чем состоит работа фармацевта
10. Рабочие, каких специальностей участвуют в строительстве дома
11. Какими качествами должен обладать аниматор
12. В чем состоит работа домохозяйки
13. Кому принадлежат данные инструменты:
• Ручка, тетрадь, книга;
• Ножницы, метр, пуговицы, иголка с ниткой;
• Кисточка, карандаш, краски;
• Лампочка, розетка, индикатор;
• Гвозди, молоток, отверка.
14. Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем
15. Кем бы ты хотел стать. Почему?