Галина Гаврикова
Проект в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан информационно-практико-ориентированный проект «Все профессии важны».
Тип проекта : групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации : 1 год (сентябрь 2018 – май 2019)
Участники проекта : дети старшей группы «Незабудка» детского сада 32 воспитатели,родители группы.
Цель проекта : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых :
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-организованно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Месяц Тема Цели Форма ознакомления с профессиями Материал, оборудование
Сентя
брь «Профессии в детском саду» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.
Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация
«Профессии в детском саду»
моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные понятия: воспитатель, мед. сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.
Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне.
Октя
брь «Врач» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.
Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»
«Фармацевт» Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, виртуальная экскурсия в аптеку.
Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»
ноябрь «Инженер» Цель: формировать представление о профессиональной деятельности инженера.
Форма проведения: рассказ воспитанников «Мой папа - инженер».
Основные понятия: инженер, чертежи, техника. Мультимедийное оборудование, презентация.
Рассматривание, книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.
«Отдел полиции» Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.
Форма проведения: ООД
Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика»,
«фоторобот»;
сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол,
на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе
торт); второй рисунок точно такой же, за исключением торта;
листы бумаги с прорисованными свечой разных следов; краски,
кисточки; картинки с изображением сказочных героев: Буратино,
Карлсон, Красная Шапочка, Шапокляк; детали частей лица
данных персонажей, конверт, в котором находится рисунок, где
старуха Шапокляк с тортом; эмблемки; коробка, в которой лежат
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.
Дека
брь «Пекарь» Цель: Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия; объяснить, почему следует беречь хлеб — народное достояние; дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря.
Форма проведения:
ООД.
Январь «Почтальон» Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. Форма проведения: виртуальная экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. Мультимедийное оборудование, презентация.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»
Фев
раль «Профессия- военный» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;
-расширять представления детей о Российской армии;
-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);
-формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.
Форма проведения:
НОД
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,
героизм, патриотизм. -картины, с родами войск фотографии;
-военное обмундирование
-кортик, значки;
март «Библиотекарь» Цель: формировать представление о профессиональной деятельности библиотекаря Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей
«Моя мама домохозяйка».
Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая. Мультимедийное оборудование, презентация.
«Парикмахер»
«Косметолог» Цель: знакомить с профессиями : парикмахер, косметолог
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина»
апрель "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения:
Игра-квест
Музыка Л. Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский;
2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;
3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.
май «В мире профессий»
Диагностика
«Представления о труде взрослых»
Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых
Форма проведения: ООД.
Основные понятия: названия профессий, труд.
Лэпбук «Все профессии важны» формировать и закреплять представления о профессиях. -обеспечивать быстрое запоминание стихов, загадок.
-развивать память, логическое мышление.
Мы еще не закончили наш проект, но результаты уже видны, они свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
-