Татарикова Алёна
Танцевально-двигательная терапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Татарикова А. В., работаю на должности ассистента учителя-реабилитолога в ГУ ЛНР «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение» с 2019 года. Занимала должность воспитателя социального по работе с детьми-инвалидами, с 2021 года - ассистент учителя-реабилитолога Луганского отделения. Моя деятельность в центре связана с танцтерапией.
Публикация «Танцевально-двигательная терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
С детства я занималась в самодеятельных танцевальных коллективах города Луганска, что и определило мою профессию. Большая часть моей трудовой деятельности связана с хореографией. В 1990 году закончила Луганское государственное училище культуры по специальности культурно-просветительная работа, квалификация клубный работник, руководитель самодеятельного хореографического коллектива, а в 2010 получила заочное высшее образование в ЛНУ имени Тараса Шевченко по специальности культурология и приобрела квалификацию культуролога, преподавателя теории и истории культуры, учителя этики и эстетики. С 1992 года я работала в Луганском Академическом украинском музыкально-драматическом театре артисткой балета. А в 2012 году вышла на пенсию, после чего перешла на преподавательскую работу. Имею опыт работы методистом Луганского областного центра народного творчества, завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором, преподавателем хореографии детям разных возрастных категорий в учреждениях разных форм собственности.
Работая в частных развивающих центрах, где я столкнулась с воспитанниками с двигательными и поведенческими нарушениями, я заинтересовалась проблемой работы с детьми с ОВЗ. По мере возможностей я стала посещать семинары и открытые занятия по нейрокоррекции. В 2017г. Прослушала 6 часов по теме «Аутизм: диагноз, сенсорная интеграция, обучение», в 2019г. – «Коррекционная работа с детьми нарушением аутистичекого спектра» в Центре инновационного развития Института профессионального развития ЛНУ имени Тараса Шевченко. В 2021 г. прошла подготовку на семинаре «Нейропсихологический подход к сенсорной интеграции» в РЦСРДИ «Возрождение».
Современные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое – когнитивные методы. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Наиболее оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. При этом актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т. д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы. И эту задачу вполне может помочь решить занятия танцами.
Поэтому передо мной встал вопрос о создании комплекса музыкально-танцевальных упражнений, с использованием метода танцевальной терапии. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор, а музыкально-эмоциональная и игровая составляющие позволяют заинтересовать ребенка, развить его образное мышление и выразительность исполнения, раскрыть творческий потенциал, помочь получить удовольствие от танца. Этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.
Считаю, что использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции.
Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. Ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Это доказывает пользу проведения специальных танцевальных занятий.
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Занятия танцтерапией в нашем центре проводятся согласно двум планам работы, которые соответствуют первому-второму и третьему уровням психического развития ребенка.
В процессе работы на индивидуальном занятии осуществляются образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Детям даются представления об элементах ритмики, гимнастики, акробатики, а также основных элементарных движениях всех направлений хореографии: классической, народной, современной. На занятиях развиваются: чувство ритма, координация, внимание, память, воображение, образное мышление, двигательные навыки. Часть урока посвящается развитию физических данных детей (правильной осанки, гибкости, эластичности связок, выносливости, укреплению мышц спины, живота, ног. Все упражнения на занятии способствуют также профилактике и лечению искривления позвоночника и вальгусной деформации стопы. По окончании занятия обязательно проводится игра, а если ребенок перевозбужден – расслабляющее упражнение. Также внимание уделяется воспитанию танцевальной культуры и этики. Результаты занятия заносятся в лист учета работы.
Во время постановки групповых танцевальных номеров к праздникам обеспечивается практическое применение теоретических знаний у детей, а также разучиваются основные танцевальные рисунки (круг, линия, колонна, диагональ, змейка). Дети получают представление о направлениях движения (вперед, назад, в сторону, вокруг себя, по кругу и др.) В процессе групповых хореографических занятий и выступлений дети с ОВЗ овладевают навыками общения и коллективного творчества. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. А также помогает решить проблему социальной адаптации.
На протяжении своей работы в центре я подготовила и разучила с детьми несколько танцев к праздникам : «Яблочко», «Фокстрот зайчиков», «Танец цветов», «Танец пиратов».
За время работы в центре я подготовила и провела такие мероприятия: праздник к 23 февраля «Тропою генерала», игровые развлекательные программы "Танцевальный марафон", «Праздник спелых яблок», «День девочек». Принимала участие во всех игровых, спортивных, театрализованных мероприятиях центра, а также отвечала за их музыкальное и тематическое оформление и сопровождение. Была ведущей многих мероприятий, исполняла роли бабы Яги, Зимы и др.
Считаю, что моя работа в направлении в условиях нашего центра, помогает в решении ряда актуальных задач:
1. повышение уровня развития психических процессов у воспитанников,
2. развитие их творческих способностей,
3. повышение уровня эмоционально-волевой сферы,
4. повышение уровня социальной адаптации к жизни.
Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т. д., – т. е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.