Ирина Горпенко
Мой опыт работы с детьми на музыкальном занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка является средством эстетического воспитания людей, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Приобщая детей к музыке через разные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоциональное активное восприятие, так как оно является основой музыкального воспитания.
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отмечал Д. Б. Кабалевский, - учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё». Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения, для проявления своих творческих способностей. Поэтому музыкальному руководителю нужно строить музыкальные занятия так, чтобы дети чувствовали себя раскованно, свободно и заинтересованно.
Я использую на занятиях неожиданные ситуации и вместе с детьми ищем выход из них. Все занятия проходят в игровой форме. Это может быть сказка с единым сюжетом, или путешествие куда угодно, куда подскажет ваше воображение или путекшествие на различном виде транспорта. Мы отправляемся к кому-нибудь в гости, при этом используем знания детей: стихотворения, загадки, прибаутки, пословицы, считалки, различные заклички. Если по дороге нас застал дождь, мы кличем солнышко, чтобы оно нас обогрело, обсушило. А если стало жарко, зовем дождь, снег или ветер и соответственно подкрепляем словами действиями.
На своих занятиях часто пользуюсь магнитной доской, мольбертом. Дети любят выкладывать на магнитной доске содержание песен, а потом оцениваем и сравниваем с характером, настроением мелодии. Развиваю на занятии у детей воображение при помощи таких вопросов: «Если вы были бы художником, что еще добавили бы?» Дети говорят свои соображения, чей ответ понравится большинству, идет и рисует на мольберте. а остальные могут рисовать на воздушных шарах.
На музыкальном занятии дети становятся не только художниками, музыкантами, но и строителями. Например, построить дом для любого персонажа, который в этом нуждается.
В старших группах начала знакомить детей с народным календарем, тем самым приобщая их к народному творчеству. Каждое число любого месяца имеет свое название и свои приметы. Например, 18 апреля – наименован Федулом – Ветрянником. Этот персонаж может прийти к детям в гости, с ними поиграть в народные игры, поводить хороводы. Здесь же рассказываю детям о приметах. На Федулу – Ветрянника открывают оконцы. С этого дня становится теплее и поэтому говорят: «До Федулы тянет северком, а с Федулы – теплячком».
Очень часто на занятиях использую дразнилки, дети любят их учить и с удовольствием применяют на занятиях в играх, в самостоятельной деятельности
25 апреля – назван Василием – Парийским, он парит землю, согревает перед посевом. В этот день обязательно из берлоги должен выйти медведь и поэтому в лес лучше не ходить. Но у нас музыкальное занятие, поэтому медведей заменяют музыкальные звуки и ритм. Дети отгадывают, какой медведь проснулся первым: мама, папа или сынок.
Зайцы в этот день очень смелые, бегают даже днем. Существует примета, если заяц перебежал дорогу, это к неудаче. Главным персонажем на этом занятии может быть любой ребенок, но если вы проводите первый раз такое занятие, нужно выбрать самого активного ребенка. Действия, которые он должен совершать, подсказываем прямо на занятии, а как ребенок будет выполнять, думает сам.
Я очень люблю на занятии импровизировать и этому учу своих детей. Зачастую направления импровизации задают дети и мы вместе начинаем развивать импровизацию, дополняя друг друга.
Успех занятия зависит от подбора музыкального материала, от эмоциональности музыкального руководителя и активности воспитателя, и конечно, немало важен темп ведения занятия, который должен захватить внимание детей и увести в нужном направлении в занятии при помощи подсказок наводящими вопросами. На таком занятии дети не чувствуют усталости и по окончании занятия, не хотят уходить из зала.
Конечно, к таким занятиям должна проводиться большая подготовка, как музыкального руководителя, так и воспитателя, а в отдельных случаях и детей. В занятиях- импровизациях я опираюсь на полученные знания детей и иногда, задавая провокационные вопросы детям, воспитатель подсказывает ответы им, не давая подумать. И я тогда говорю: «Не надо стелить соломку».
Сейчас очень много разнообразной литературы, только надо умело выбирать нужный, интересный материал и в доступной форме его донести до ребенка, тогда можно гарантировать, что ваши дети будут музыкальными и культурными.