Ольга Суханова
Консультация «Подвижная игра на музыкальном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Подвижные музыкальные игры для детей различных возрастов имеют огромное значение в их становлении как личности, а также играют важную роль в полноценном развитии ребёнка.
Публикация «Консультация „Подвижная игра на музыкальном занятии“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
По мнению Олега Семеновича Газмана, в игре у детей возникает три цели.
Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу!»
Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо!»
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи –«Могу!»
Следуя из этого, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия подвижные игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Ценным в подвижных играх на музыкальном занятии является то, что в основу взят синтез музыки и движений.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.
В музыкально-подвижной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Таким образом музыкально-подвижная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
• Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координации движений и нормализация их темпа и ритма;
• Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
• Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
• Развитие моторики;
• Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
• Развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
• Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• Формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
• Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• Эстетическое отношение к окружающему;
• Развитие чувств, эмоций.
5. Развивающие:
• Познавательную активность;
• Устойчивый интерес к действию;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Внимание, память, мышление;
• Ориентировку в пространстве.
По форме проведения музыкально-подвижные игры можно разделить на:
- Статические игры. (Например: игра «Колпачок»)
Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без особых физических усилий.
- Игры с речью. (Например: игра «Ловишки»)
Развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
- Игры-шутки. (Например: игра «Маланья»)
Активизируют слуховое восприятие, формируют фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
- Игры –песни. (Например: игра «Баба-Яга»)
Развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
- Игры-забавы. (Например: игра «Смотри и повтори»)
Побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
- Игры-загадки. (Например: игра «Кто пришел к нам в гости?»)
Развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
- Ритмические игры. (Например: игра «Ловишки»)
Направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием.