оксана глушкова
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы, педагоги, родители – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны, часто ли мы будим видеть кучи мусора после праздников или посещений людьми массовых мероприятий, загрязненные бытовыми отходами речки, малоприятные надписи на остановках и детских площадках, грубое отношение к живому.
Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.
Задачи:
- сообщение элементарных знаний о родной станице, новопокровском районе, Краснодаре, Краснодарском крае;
- ознакомление с историческим прошлым и настоящим станицы, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;
- ознакомление с достопримечательностями, традициями края;
- ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;
- ознакомление с кубанским культурным наследием;
- нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное);
- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, в разных учреждениях, на фермах, полях и т. д. ;
- в родной станице, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;
- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.
Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах.
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
5. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Ознакомительный материал в данной программе планируется по темам:
- ознакомление с природой родного края;
- развитие труда и ремесел на Кубани;
- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани;
- люди, прославившие кубанскую землю.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний они конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.
Работа по каждой теме включает:
- специально организованную деятельность;
- совместную деятельность:
• игровую,
• познавательную,
• трудовую,
• художественную;
- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому необходимо использовать следующие методы:
- практические:
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• творческие игры;
• трудовая деятельность в природе;
• опытническая деятельность;
• продуктивная деятельность.
- наглядные:
• рассматривания;
• наблюдения;
• прогулки;
• экскурсии по территории детского сада и вне ее;
• просмотр видеозаписей о родном крае
- словесные:
• беседы;
• рассказ воспитателя;
• рассказ из личного опыта;
• ознакомление с художественной литературой
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т. д.
В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как:
- сравнение;
- вопросы,
- индивидуальные задания,
- обращение к опыту детей,
- предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,
- рассказ из личного опыта,
- использование художественных средств в зависимости от темы,
- игровые приемы и др.
Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.
Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.
Использование игровых приемов позволяет важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись - помогают поддерживать эмоциональный фон занятия. Способствуют эстетическому развитию дошкольников.
Тема 1. Ознакомление с природой родного края.
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства.
В данном разделе перед педагогом поставлены следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях Краснодарского края, родной станице.
- формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок.
Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки.
У дошкольников любовь к природе выражается, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, посильный труд по выращиванию растений и т. д. Задачи данного раздела по возрастным группам:
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
- продолжать знакомить детей с домашними животными и птицей, обитающими на Кубани.
- познакомить с дикими животными и птицами обитающими в близи станицы Ильинской
- учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе охранительно, бережно.
-сформировать представление о реке Калалы.
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, рекой Кубань, Калалы, Ея,Челбас.
- закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; воспитывать охранительное отношение к ним.
- показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края.
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - расширять знания детей о естественных водоемах Краснодарского края: морях, рек, лиманах, озерах.
- закреплять знания о растительном и животном мире Краснодарского края: обитателях степей, лесов, гор.
- показать зависимость животного и растительного мира от условий обитания.
- познакомить детей с заповедными местами Краснодарского края - Кавказским заповедником, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.
- воспитывать бережное, заботливое, охранительное отношение к природным богатствам нашего края.
Тема 2. Развитие труда и ремесел на Кубани.
Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное прикладное искусство Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Кубани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:
- художественная обработка соломы;
- вышивка;
- вязание крючком;
- вязание спицами;
- лоскутная техника;
- ковроплетение;
- петриковская роспись;
- ковань;
- лазоплетение;
- резьба по дереву и др.
Чтобы лучше понять процесс развития казачества, целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.
В процессе приобщения дошкольников к кубанским ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т. д.
Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, лесоводством. А также с животноводством.
В настоящее время на Кубани развивается промышленность, курортный бизнес, туризм. Это связано с географическим положением Краснодарского края.
Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей и рассказ на основе личного опыта о профессии.
Основные задачи данного раздела:
- формировать обобщенные представления о различных видах труда и ремесел на Кубани, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;
- расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;
- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
- формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов.
- закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. - формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями Новопокровского района: сахарный завод, элеватор, ОАО «Россия» и др.
- закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.
- показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства. - формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края. - закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края:
- подчеркнуть вклад труда кубанцев в развитие всей страны.
- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:
- плетение, ткачество;
- кубанская вышивка:
- резьба по дереву. - познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:
- ковань;
- лозоплетение;
- лоскутковая техника;
- Петриковская роспись;
-керамика.
Тема 3. Развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани.
В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории станицы Ильинской и Краснодарского края собранные в краеведческом музее, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
Также даются сведения и понятия о родном крае, детей знакомят с историей его возникновения, символикой. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Основная идея знакомства детей с родной станицей заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории казачьей станицы, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Какие сведения и понятия о своей станице способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Задачи:
- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;
- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому Краснодарского края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д., воспитывать уважение и гордость за родину;
- активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
- познакомить детей с родной станицей, улицами, школами, детскими садами, почтой, поликлиникой.
- расширить представление о станицах, которые находятся рядом. - познакомить детей с историей возникновения Новопокровского района
- воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям: мемориал павшим воинам, парковой зоной; музеем, библиотекой,
-формировать первоначальные знания о городах Краснодарского края: Армавир, Краснодар, Анапа, Сочи и др. на основе привлечения опыта детей по этой теме. - познакомить с символикой Новопокровского района.
- закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам.
- познакомить с достопримечательностями – Свято – Вознесенским храмом,
- рассказать об истории возникновения некоторых улиц.
- познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков.
- познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды.
- формировать первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилищах кубанцев.
- продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий.
- познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар, символикой Краснодарского края.
Тема 4. Люди, прославившие кубанскую землю.
Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно-танцевальное традиционное народное творчество. В станице Ильинской имеется свой казачий ансамбль, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.
Наряду с кубанскими народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов Кубани – Г. Ф. Пономаренко, творчеством кубанского казачьего хора.
Знакомство с кубанскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту кубанской земли, силу кубанского народа помогают детям осознать значимость своего края, народа в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Произведения кубанских поэтов внесены в каждую тему программы в раздел «художественная деятельность». Дополнительно полезно знакомить детей с произведениями кубанских поэтов: В. Нестеренко, В. Бордадым, И. Беляков, К. Обойщиков и др., включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание.
В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.
Также в рамках данной темы дети получают знания о станичниках защищавших Родину, знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на Кубани.