Любовь Артеменко (Лезина)
Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников
с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие спектра чувств.
Публикация «Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
По словам А. В. Запорожца, нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
Чувство Родины начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Жизненные обстоятельства и полученное воспитание формируют в человеке привязанность к родной земле. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами [1, с. 7].
Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее, желание беречь и сохранять её историю и традиции, понимать, что его жизнь неразрывна с жизнью города.
Практика показала, что работа с детьми, имеющих нарушение зрения, носит особый характер, так как зрительная патология значительно влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка, в том числе на развитие познавательной деятельности. Уже в раннем возрасте дети данной категории сталкиваются с множеством проблем в формировании этических норм и правил поведения. Это связанно с отсутствием полноценного опыта в предметной деятельности и нарушенным восприятием окружающего мира, что особенно важно для успешной социализации в общество нормально видящих сверстников [4, с. 125].
С целью развития свободной, творческой, социально адаптированной личности в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения широко используется «Метод учебных проектов», который делает воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи [3, с. 25].
Исходя из вышеизложенного, был разработан и апробирован в условиях ДОУ компенсирующего вида нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина – город Омск». Участниками проекта стали дети, педагоги и родители. Целью проекта является повышение уровня нравственно-патриотического воспитания через приобщение детей с нарушением зрения к культуре, истории родного города в условиях дошкольного учреждения.
Для решения поставленной цели были определены задачи: изучение методических подходов к формированию педагогической и информационной грамотности родителей; повышение уровня гражданской позиции детей; повышение эффективности педагогического процесса на основе совместной деятельности всех участников; развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности по оформлению выставок и проведению совместных мероприятий; улучшение рефлексии взаимоотношений родителя с ребенком с целью успешного привития навыков нравственного поведения.
Проект реализовывался в несколько этапов. На начальном этапе была изучена специальная литература и намечены основные направления работы, выстроены методические линии в перспективном планировании мероприятий, подготовлена развивающая среда в группе. Подобраны иллюстрации с изображением достопримечательностей города Омска, городских зданий и учреждений, деятелей культуры, знаменитых земляков.
Научно-методическую основу проекта составили положения отечественных учёных в области тифлопедагогики (Е. Н. Подколзина) и тифлопсихологии (Л. И. Плаксина, а также элементы программы «Наследие» М. Ю. Новицкой.
На практическом этапе для развития коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения были проведены ознакомительные беседы. Для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания, с целью создания гармонии семейных взаимоотношений и дружного взаимодействия разных поколений ради общего блага совместно с родителями было организовано мероприятие «Семейный круг».
В процессе создания презентации «Обычаи, традиции, народное творчество Омской области», оформления стенда «Картинки о любимом городе» активное участие приняли все субъекты образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
При реализации проекта особое внимание уделялось циклу «Встанем в круг», который основывался на народных играх [3, с. 193]. Материал народной игровой культуры использовался для активизации памяти, внимания, мышления; подготовки дошкольников с нарушением зрения к определенным видам деятельности, социальным ролям, решению психокоррекционных задач, повышению двигательной активности детей данной категории.
Для приобщения воспитанников с нарушением зрения к лучшим произведениям фольклорных жанров Омска и Омской области, к ценностям родной культуры через литературу использовали мероприятия из цикла «Азбука народной мудрости».
На завершающей стадии практического этапа реализации проекта состоялся праздник, посвященный Дню города, где были подведены итоги работы, отмечены самые активные участники проекта. Каждая семья получила заслуженную награду.
Каждый этап проекта фиксировался в детских рисунках, в фото и видео материалах.
Таким образом, в результате реализации проекта «Моя малая Родина – город Омск» у детей с нарушением зрения повысился уровень развития патриотических чувств, нравственного поведения, гражданской позиции. Все участники проекта не формально, а наглядно продемонстрировали, что в основе развития духовности, нравственности, интереса и любви к родному краю дошкольников с нарушением зрения лежит общее дело.
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : ЛинкаПресс, 2003.
3. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика» / Сост. : Т. В. Меркулова, Е. А. Дубинина, Т. А. Котова, К. Ю. Белая. – (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»). – М. : Школьная Пресса, 2010.
4. Плаксина, Л. И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир [Текст] / Л. И. Плаксина // Дефектология. – 1985. – № 1.
5. Подколзина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. - 2001. - № 12.