Мария Елпатова
Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были нарушены пути передачи традиций из поколения в поколение. Поэтому важно, чтобы современная система образования была насыщена культурно-национальной самобытностью, и смогла воспитывать высокодуховную, толерантную личность.
Публикация «Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Воспитывая в ребенке любовь и уважение к своей Родине, к культуре, обычаям и традициям своего народа, мы воспитываем в нем уважительное и доброжелательное отношение к другим народам.
Дети группы должны иметь представления об особенностях и многообразии этнической культуры народов своего региона. Важно научить их эмоционально положительно, толерантно относиться к традициям и культуре других наций.
Так появилась идея разработать проект: «Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья (русской)».
Цель: способствовать эстетическому воспитанию у старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья.
Были поставлены следующие задачи
- содействовать созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- способствовать усвоению детьми знаний о традициях и обычаях, промыслах, художественного творчества, особенностях национальных костюмов народов Поволжья;
- вовлекать детей в художественно-творческую деятельность,
- способствовать развитию детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь,
- побуждать создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
- способствовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья.
Далее изучалась методическая, научно – популярная и художественная литература, подбирался дидактический материал с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая пополнилась следующим материалом: альбомами «Традиционный национальный костюм, национальный орнамент, нацио-нальная вышивка народов Поволжья», «Дымковская игрушка», «Как нарисовать дымковскую игрушку», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Семеновская матрёшка», «Русская изба», «Народ-ные промыслы»; книги «Сказки поволжских народов», «Пословицы и по-говорки народов Поволжья», картотека «Игры народов Поволжья», ди-дактические игры «Чей сувенир?», «Составь узор», «Узнай узор», «Народные узоры», «Оденем куклу на праздник»(элементы народного ко-стюма, «Собери матрешку», и/у Смешай краску», и/у «Назови получен-ный цвет.
С детьми были проведены следующие беседы «Были ли вы в музее», «Маша варежку надела», «Что такое народная игрушка?», «Традиции россиян», «Праздники народов Поволжья», «Матрешки – народные игрушки», «Городец – город мастеров».
Благодаря созданию детьми атрибутов к играм: лотков для ярмарки; шапки скоморохов; расписанные народными узорами гребешки, кокошники; вылепленные из соленого теста и раскрашенные пряники и коржи; игрушки, смастеренные детьми из ниток и бумаги, побудили к развитию сюжета игр «Ярмарка», «Путешествие в сёла прикладного искусства», «К нам гости пришли», «Магазин-лавка народных игрушек». Обогащению сюжета помогали просмотренные презентации и короткие фильмы о мастерах-ремесленниках, разыгрывание сценок «Фома и Ерема», «Купец и Лотошник», «Коляда», «Масленица», чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и русских народных игр «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «У медведя во бору», «Самовар кипит», «Ручеек», «Бездомный заяц», «Петушиный бой» и др.
Для формирования у воспитанников чувства прекрасного важную роль имеет организованно- образовательная деятельность на основе метода взаимодействия всех направлений развития дошкольников на следующие темы : Творческое событие «Городецкий хоровод», Продуктивная деятельность (аппликация + рисование) «Закладка для книги по мотивам городецкой росписи», Развлечение с продуктивной деятельностью «Дымковские гулянья»
Результатами НОД явились выставки рисунков, аппликаций, народные игрушки из пластилина.
В современном обществе родители очень заняты, большинство не находят времени и возможности дать детям элементарные знания о культуре и традиции даже своего народа, не говоря уже о многообразии этнической культуры народов своего региона. Поэтому работа в этом направлении проводилась и с родителями. С их помощью в группе была создана выставка «Художественные промыслы народов Поволжья». Для родителей проводился мастер-класс «Этот яркий Городец», на котором им были даны представления и рекомендации «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию», показан необходимый материал.
Итогом проекта стал фольклорный праздник «Народные посиделки» с выставками детских работ.
Благодаря изучению культуры и традиций народов Поволжья (русской) в группе были созданы условия для эстетического развития детей. У детей развивается чувство гордости за свой народ, умение видеть красоту в окружающем мире, воображение.
Литература:
1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
2. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н. В. Виноградова, Л. А. Соколова. – М. : Просвещение, 2005.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.