Ирина Ямалиева
Моделирование сказки в формировании математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, я предлагаю моделирование.
Публикация «Моделирование сказки в формировании математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, учатся импровизировать.
Например, можно предложить три одинаковых круга. Вспомнить сдетьми, что за сказочные герои спрятались в этих кругах («Три поросенка»). По мере рассказывания сказки дети определяют какими геометрическими фигурами можно обозначить героев сказки. Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф моно обозначить кругами разного цвета. Их дома можно выложить из квадрата и треугольника. Волк – будет обозначен овалом серого цвета.
Полезно с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, т. е., прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: моделирование сказки «Три медведя»
Пошла Маша в лес по грибы, по ягоды
(выкладывают девочку– треугольник и круг;, лес - елочку из треугольников;, солнышко - круг)
- Заблудилась Машенька в лесу и вдруг увидела избушку. (выкладывают избушку– квадрат и треугольник)
-А потом вернулись домой медведи.
-Михаила Ивановича – коричневый большой круг. (он большой).
-Настасью Петровну –средний коричневый круг (она поменьше)
-Мишутку – маленький коричневый круг (он маленький)
Полезно с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, т. е., прятать героев в фигуры, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: моделирование сказки «Три медведя»
Пошла Маша в лес по грибы, по ягоды
(выкладывают девочку– треугольник и круг;, лес - елочку из треугольников;, солнышко - круг)
- Заблудилась Машенька в лесу и вдруг увидела избушку. (выкладывают избушку– квадрат и треугольник)
-А потом вернулись домой медведи.
-Михаила Ивановича – коричневый большой круг. (он большой).
-Настасью Петровну –средний коричневый круг (она поменьше)
-Мишутку – маленький коричневый круг (он маленький)
Сказка «Теремок»
Стоял в поле теремок. (квадрат и треугольник)
Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)
А мышка была такой: круглая, маленькая, серая
- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)
- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).
- Кто пришел дальше? (лягушка)
(Остальные герои рассматриваются по этому принципу)
Лягушка - квакушка: круглая, маленькая, зеленая.
Зайчик - попрыгайчик: круг белого цвета
Лисичка - сестричка: круг оранжевого цвета
Волчок – серый бочок: круг серого цвета.
- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.
Медведь: большой круг коричневого цвета
- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
- Что заревел медведь?
- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.
Сказка «Репка»
-Дети, сейчас мы покажем сказку «Репка» для кукол.
- Как вы думаете, что можно обозначить большим желтым кругом? (репку).
- Квадратом какого цвета мы обозначим Дедушку? (голубого).Бабушку? (розовым,Внучку? (зеленым).А зверей какими геометрическими фигурами? (треугольниками). Жучку обозначим треугольником какого цвета? (коричневого,кошку? (оранжевого,мышку? (серого)
Так дети до конца пересказывают сказку с помощью моделей и выкладывают их по порядку.
Наиболее интереснее было бы придумать сказку самостоятельно, либо вдвоем с ребенком. В этом случае у вас будет своя собственная, уникальная и ни на что непохожая история, с динамичным или, наоборот, плавным сюжетом на ваш вкус. Вы можете заставить действующие лица конфликтовать, совершать ошибки, ссориться и мириться, погружая, таким образом, своего ребенка в интереснейший фантазийный мир, который решает весьма практические задачи, тренируя смекалку и укрепляя знания юного математика.