Наталья Долгополова
Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста»
(методическая разработка - консультация педагогам)
ФГОС дошкольного образования в разделе «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» обозначены показатели, одним из них является овладение основными способами познавательно исследовательской деятельности. Ребенок должен осваивать эти основные способы познания в течение дошкольного возраста, его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Образовательный процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических.
Публикация «Моделирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Используя в работе с детьми модели и моделирования - основное внимание переносим с содержания обучения на его средства. Для развития умственных способностей важны не столько знания, сколько то, каким образом они преподносятся детям, усваиваются под руководством взрослых и направлены на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний.
К основным способам познавательно исследовательской деятельности в дошкольном возрасте относится экспериментирование и моделирование («модель» и «моделирование») : модель (мера, образец) - воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, схемы, изображения или описание явления в природе и обществе.
Моделирование — это одно из средств познания действительности, в результате чего, реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме».
В дидактике выделяют три вида моделей :
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы.
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде.
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы). Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
• быть простой и доступной для создания и действия с ней;
• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.
Этапы овладения детьми моделями
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, на составляющие компоненты.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие продуктивного творчества детей;
- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
- развитие мелкой моторики руки;
- получение новых представлений и навыков в процессе работы;
- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моде-лей.
С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.
Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный бросовый материал, любые предметы окружающие дошкольника.
1. Ознакомление с пространственными отношениями. Освоение ориентировки в пространстве —материал для умственного развития детей-дошкольников. Дети учатся самостоятельно строить планы разных помещений или схематически изображать заданные участки пути (улицу или дорогу от детского сада к своему дому).
2. Развитие элементов логического мышления. Для развития познавательных способностей предполагается овладение дошкольниками действиями наглядного моделирования одних из основных логических отношений — отношений сериации и классификации.
3. Ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи. Решение задач по развитию умственных способностей осуществляется по нескольким направлениям.
• Первое направление - задания по анализу и пересказу сказок с помощью наглядных моделей. В старшей группе дети это делают совместно, в подготовительной — составляют индивидуальные модели сказок.
• Второе направление - составление планов игр-драматизаций. Дети договариваются о распределении ролей и организации игровой площадки.
• Третье направление - развитие продуктивного воображения детей - придумывают детальные описания предметов и ситуаций в процессе дорисовывания схематических изображений.
4. Развитие элементарных математических представлений предполагает овладение детьми построением и использованием предметных и графических моделей различных математических отношений. Игры – головоломки или геометрические конструкторы «Составь фигуру» (геометрическую, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера - эффективные пособия для подготовки мышления детей к усвоению математики. Задача – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество.
5. Подготовка к обучению грамоте. Предполагается введение ребенка в звуковую действительность нашего языка; анализ и составление предложений; звуковой анализ слов; диффе-ренциацию звуков по их качественной характеристике. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти.
6. Конструирование. Основная задача - развитие способности к передаче в условно-графической форме основных отношений между отдельными частями в одном объекте или между объектами, т. е. к наглядному моделированию, которое осуществляется в трех проекциях, вычерчиваемых при помощи специальных трафаретов из прозрачного материала.
Две основные цели:
1. стимулирование интеллектуального развития детей, так как с помощью таких задач развивается ориентировка в свойствах предметов;
2. развитие творческого мышления детей, умение по-новому взглянуть на объекты, пересмотреть уже сложившиеся схемы.
7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. Важнейшим содержанием игры дошкольников является воспроизведение детьми отношений между людьми, когда они берут на себя роли взрослых. Субординация ролей фиксируется в виде модели, где отдельные персонажи изображаются кружочками, а величина кружочков выражает главенство между ролями. Дети осваивают, что в игровых ситуациях, как и в жизни, главенство одного и того же персонажа среди других может меняться в зависимости от обстоятельств.
8. Ознакомление с природой. Основной целью является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. С этой целью используются средства обучения, которые в обобщенном и схематизированном виде представляют связи и зависимости, существующие в живой природе.
Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
9. Изобразительное искусство. Основное направление в работе с детьми по изобразительной деятельности состоит в том, чтобы научить детей создавать художественный образ средствами живописи и лепки.
Подготовка педагогов
У неподготовленного воспитателя реализация занятий может вызвать существенные затруднения. То, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.
Практика работы с дошкольниками показывает, что на первый план выдвигаются следующие требования к деятельности педагога:
• высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает ознакомление с особенностями детей;
• склонность педагога к творческой деятельности;
• умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, появляющимися вопросами и проблемами;
• умение ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка; обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний.
• наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества, стремления помочь ребенку, поиска сфер деятельности для реализации его способностей и возможностей;
• эмоциональной стабильности и устойчивости, позволяющих выдерживать психологическую нагрузку, возникающую в результате общения с группой детей;
Выводы
Овладевая умением работать с различными видами моделей, дети раскрывают новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями ставит ребенка в активную позицию и стимулирует познавательную деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей.
Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать при познании предмета.
Планируется также и работа е родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.
И самое важное в обучении - это умение использовать знания в деятельности, а наиглавнейшее - предвидеть результаты действия.
Педагог – психолог - Н. А. Долгополова
Литература:
Борякова Н. Ю. Моделирование в детском саду : методическое пособие /Н. Ю. Борякова. – М. : Изд – во Владос, 2003. – 66 с.
Венгер, Л. А. Психология : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1988. – 366 с.
Князева, О. Л. Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования : Книга для воспитателя дет. сада / О. С. Князева. – М. : Просвещение, 1999. – 150 с.
Клюкина, О. М. Модели в детском саду : Книга для воспитателя дет. сада / О. М. Клюкина. – М. : Детство – Пресс, 2002. – 78с.
Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебник для студ. проф. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – Изд-й центр «Академия», 2006. - 368 с.