Инна Беляева
Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В течение многих лет проводились исследования, которые обнаружили интересный парадокс : чем лучше и понятнее объясняли детям новый материал, тем больше у них возникало предположений, догадок, гипотез. Дело в том, что всякое хорошее объяснение, формируя у дошкольника новые представления, новое понимание явлений, дает ему возможность «заглянуть вперед» и увидеть (пусть еще в туманной, глобальной форме) новые связи, новые отношения.
Темочки:
Исследования позволили установить важную особенность ребенка-дошкольника : во всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) одновременно функционируют формы знания, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости. Так, с одной стороны, имеются достаточно развитые, четко структурированные знания, которые отражают объекты окружающего мира достаточно точно и полно; с другой - значительная часть психических образований характеризуется глобальностью, недифференцированностью, неустойчивостью, неопределенностью. Классический пример тесного взаимодействия неопределенных, неясных знаний и четких - случай, который произошел в дошкольном детстве с А. Эйнштейном. Мальчику показали компас, и он достаточно быстро освоил знания об основных деталях этого прибора и их взаимодействия. Однако возникло неясное понимание каких-то таинственных скрытых сил, движущих стрелку компаса. Факт настолько потряс маленького Эйнштейна, что в течение ряда лет, уже, будучи школьником, он вновь и вновь возвращался к нему.
Сходные (не менее яркие случаи) происходят и происходили со многими детьми старшего дошкольного возраста. Так, одному профессору запомнилось, как он в пятилетнем возрасте играл магнитом, пробуя его действия на различных железных предметах. Отец, наблюдая за сыном, показал, как магнит может притягивать мелкие гвозди через картон, фанеру и даже через ладонь. Тот был потрясен. Он долго рассматривал картон, затем свою ладонь и повторял: «Я думал, они сплошные, а оказывается, совсем нет». У ребенка появилась неясная догадка, новое знание о каком-то внутреннем особом строении предметов, которое ранее было ему неизвестно.
Вновь появившиеся знания у детей проходят ряд этапов своего развития. Первичная, самая начальная форма отражения новых свойств, связей и зависимостей - это неясные, неопределенные глобальные знания. Они вначале выступают как момент выделения того или иного объекта. Чрезвычайно важен сам факт такого выделения, пусть пока в форме неясного, диффузного знания. Затем идет уточнение, прояснение этих знаний в процессе обследования, изучение выделенного объекта.
В ходе различных форм деятельности (игры, продуктивной деятельности, детского экспериментирования) у ребенка появляется множество подобных точек зарождения и роста новых психических образований, отражающих в зачаточной форме как фундаментальные, так и менее значимые связи и отношения окружающей его действительности.
Какие условия наиболее благоприятны для их рождения и развития?
В ходе эксперимента ребенок выступает как настоящий исследователь. Ведь чтобы познать и освоить изучаемый объект, он должен самостоятельно воздействовать на него различными способами.
Экспериментирование существенно дополняет и развивает основные положения о соотношении процессов анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, изложенных в ряде психологических работ. Исследования показывают:
1. Умственное развитие, развитие познавательной сферы, как и развитие всех других сложных органических систем, подчинено принципу прогрессивной системной дифференциации - развитие идет от однородно простых и глобально-диффузных форм к формам разнородно сложным с все более сложной внутренней дифференциацией структур и функций.
2. Формирование более высокого (чем предыдущий) уровня психического развития ребенка характеризуется интенсивным процессом возникновения глобальных мало дифференцированных психологических образований, которые являются необходимым первоначальным этапом становления уровня развития и выполняют в этом отношении важнейшие функции в общем психическом развитии ребенка. Так, в познавательной сфере, эти глобальные образования выступают как своеобразные и вместе с тем эффективные средства познания сложных объектов, сложных связей и зависимостей, находящихся на пределе познавательных возможностей детей.