Галина Булычева
Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Это слова известного детского психолога Л. А. Венгер.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, внимание, развитие мелкой моторики.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его считать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Публикация «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Когда вы занимаетесь дома с ребёнком, то старайтесь проводить комплексные занятия, которые включают в себя развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Давайте вспомним что выделяют 3 типа памяти:
1)наглядно-образную ли зрительную
2)словесно-логическую (слуховую)
3)эмоциональную
Все три вида памяти должны быть сформированы.
Для их развития есть игры и игровые упражнения:
Методика 10 слов
Тик-так что не так
Заучивание стихов по картинкам
Продолжи фразу
Речь с движением
Ассоциации
Крокирование слов (словосочетаний)
На что похоже и чем отличается?
Слова-зацепы
Часть-целое
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют 2 основных вида внимания: слуховое и зрительное.
Устойчивость внимания зависит от индивидуальных способностей детей дошкольного возраста.
Вот некоторые игры для развития зрительно внимания :
а) «найди одинаковые предметы»
б) «лото»
в) «что изменилось?»
г) «рисование по клеткам»
д) «нарисуй по памяти»
е) «чего не стало?», «что появилось?»
При поступлении в школу у детей должно быть развито наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление развивается по следующей системе:
1) Последовательное рассмотрение объекта
2) Сравнение двух объектов
3) Группировка предметов по определённому признаку
4) Установление причинно-следственных связей.
Для развития с. л. мышления есть специальные игры и игровые упражнения.
1) «4-ый лишний»
2) «Подбери пару»
3) «Назови одним словом»
4) «Продолжи ряд понятий»
5) «Скажи слово наоборот»
6) Составление рассказа с помощью схемы-описания
7) Загадки – которые являются логическими задачами, а их разгадывание – отличная умственная гимнастика.
К наглядно действенному мышлению относятся такие игры, как «сложи узор», «палочки Кюизинера», Блоки Дьенеша», «какой фигуры не хватает».
На этом этапе ребёнок выполняет интеллектуальные задания, не оречевляя их.
Изучение курса математики состоит из четырёх разделов.
а) восприятие цвета, формы, размеры предмета
б) количественный и порядковый счёт
в) временные и пространственные представления
г) арифметические действия : сложение и вычитание
Всё обучение носит наглядно-действенный характер. Все математические понятия ребёнок должен усвоить в процессе работы с реальными предметами и дидактическим материалом.
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений:
а) найди предмет такой же формы (цвета, размера)
б) разложи полоски по величине
в) раскрась круги по размеру
г) «что похоже на квадрат (круг, овал)»
д) «на какую фигуру похож этот предмет?»
е) «поиск затонувшего клада»
ж) «что сначала, что потом?»
з) «хоккей»
Важно сформировать у детей интерес к знаниям, желание учиться и выполнять задания. Этому способствует внимательное, доброжелательное отношение взрослого к ребёнку, готовность прийти на помощь, поощрение малейших успехов, спокойный тон речи.