Лучший педагог года

Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Елена Пупо
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Рост количества детей с сочетанием комплексных нарушений в современном образовательном пространстве Российской Федерации, к огромному сожалению, неизменно и постоянно увеличивается. Все больше появляется обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий сопровождения в процессе обучения и воспитания. Особенно актуальным является сопровождение детей с ОВЗ со стороны психолого-педагогического состава дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Говоря о сопровождении ребенка с ОВЗ, в первую очередь подразумевается следование и наблюдение в процессе образования и воспитания рядом с постоянно изменяющейся, развивающейся личностью. При этом, неотъемлемой частью, становится определение и указание наиболее благоприятного пути развития, с необходимым оказанием помощи и поддержки обучаемому, его семье, со стороны задействованных педагогов.

Основной целью и задачей психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского образовательного учреждения является создание единой неразрывной системы, обеспечивающей детям с трудностями в обучении и адаптации к окружающему пространству, максимально удобные педагогические условия, способствующие эффективной аккомодации и реабилитации личности в социуме.

Не менее важным среди всех причин психолого-педагогической помощи обучающимся в среде ДОУ воспитанникам, имеет время начала данного сопровождения. Определенно, чем ранее ребенок включен в систему психолого-педагогического сопровождения, тем более эффективным и результативным оно будет являться в дальнейшем процессе социализации и реабилитации. Стоит также отметить, что система психолого-педагогического сопровождения включает в себя специалистов разнообразной направленности, участвующих в деятельности дошкольного учреждения. Необходимыми специалистами для ведения ребенка с ОВЗ являются: воспитатели, имеющие квалификацию для работы с детьми с ОВЗ, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, медицинский работник.

В процессе ведения нуждающегося в психолого-педагогической помощи воспитанника можно выделить следующие принципы работы педагогического состава ДОУ:

- системность, выражаемая в оказании помощи всем участникам образовательного процесса: ребенку, родителям (законным представителям, воспитателям;

- комплексность, проявляемая в охватывании участниками психолого-педагогического сопровождения всех сфер деятельности обучаемого (двигательную, познавательную, социально-коммуникативную, эмоционально-волевую сферы);

- непрерывность, характеризуемую в охватывании всего процесса обучения (с начала поступления в ДОУ и до окончания обучения);

- интегративность - интеграция разнообразных методик, подходов, приемов и методов обучения;

- индивидуальный подход, регламентированный коррекцией личностных и образовательных проблем в процессе обучения конкретного индивида.

Описав модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, необходимо определить наиболее часто использующиеся технологии работы психолого-педагогического состава ДОУ, направленные на взаимодействие с участниками образовательного процесса данной группы.

Необходимыми технологиями, направленными на эффективность работы участников психолого-педагогического сопровождения являются :

- адаптированная под конкретного ребенка программа построения последовательности и подачи образовательного материала, разрабатываемая педагогами ДОУ;

- необходимость применения технологии проведения психолого-педагогических консилиумов при построении приоритетов и стратегий сопровождения на протяжении всего образовательного процесса;

- технология дифференциации детей группы риска из общего состава группы общеобразовательной направленности по различным признакам дезадаптации;

- технологии определения особенностей и уровня развития ребенка с ОВЗ;

- технологии социально-коммуникативного взаимоотношения ребенка группы риска со сверстниками, с целью обеспечения эмоционального принятия друг другом всех участников инклюзивного образовательного пространства;

- технологии непосредственно коррекционно-развивающей работы со всеми участниками образовательного процесса;

- технологии психокоррекционной работы с участниками образовательного процесса. [3]

Таким образом, создание комплексной системы психолого-педагогической помощи обучающимся детям с ОВЗ является основным критерием эффективности инклюзивного образования. Технологии психолого-педагогического сопровождения направлены на решение конкретных целей и задач в современном образовательном пространстве, получения наибольшей эффективности образовательного процесса и исключения возможных проблем взаимодействия между участниками взаимоотношений дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

1. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю. А. Королева// Педагогика и психология : становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О. И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013. 268 с.

3. Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 66–70.

4. Семаго Н. Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М. : «Школьная книга», 2010.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : Учебное пособие /Отв. Ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М. : МГППУ, 2013.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 октября 2022 в 00:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пупо в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД