Елена Пупо
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рост количества детей с сочетанием комплексных нарушений в современном образовательном пространстве Российской Федерации, к огромному сожалению, неизменно и постоянно увеличивается. Все больше появляется обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий сопровождения в процессе обучения и воспитания. Особенно актуальным является сопровождение детей с ОВЗ со стороны психолого-педагогического состава дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Говоря о сопровождении ребенка с ОВЗ, в первую очередь подразумевается следование и наблюдение в процессе образования и воспитания рядом с постоянно изменяющейся, развивающейся личностью. При этом, неотъемлемой частью, становится определение и указание наиболее благоприятного пути развития, с необходимым оказанием помощи и поддержки обучаемому, его семье, со стороны задействованных педагогов.
Основной целью и задачей психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского образовательного учреждения является создание единой неразрывной системы, обеспечивающей детям с трудностями в обучении и адаптации к окружающему пространству, максимально удобные педагогические условия, способствующие эффективной аккомодации и реабилитации личности в социуме.
Не менее важным среди всех причин психолого-педагогической помощи обучающимся в среде ДОУ воспитанникам, имеет время начала данного сопровождения. Определенно, чем ранее ребенок включен в систему психолого-педагогического сопровождения, тем более эффективным и результативным оно будет являться в дальнейшем процессе социализации и реабилитации. Стоит также отметить, что система психолого-педагогического сопровождения включает в себя специалистов разнообразной направленности, участвующих в деятельности дошкольного учреждения. Необходимыми специалистами для ведения ребенка с ОВЗ являются: воспитатели, имеющие квалификацию для работы с детьми с ОВЗ, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, медицинский работник.
В процессе ведения нуждающегося в психолого-педагогической помощи воспитанника можно выделить следующие принципы работы педагогического состава ДОУ:
- системность, выражаемая в оказании помощи всем участникам образовательного процесса: ребенку, родителям (законным представителям, воспитателям;
- комплексность, проявляемая в охватывании участниками психолого-педагогического сопровождения всех сфер деятельности обучаемого (двигательную, познавательную, социально-коммуникативную, эмоционально-волевую сферы);
- непрерывность, характеризуемую в охватывании всего процесса обучения (с начала поступления в ДОУ и до окончания обучения);
- интегративность - интеграция разнообразных методик, подходов, приемов и методов обучения;
- индивидуальный подход, регламентированный коррекцией личностных и образовательных проблем в процессе обучения конкретного индивида.
Описав модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, необходимо определить наиболее часто использующиеся технологии работы психолого-педагогического состава ДОУ, направленные на взаимодействие с участниками образовательного процесса данной группы.
Необходимыми технологиями, направленными на эффективность работы участников психолого-педагогического сопровождения являются :
- адаптированная под конкретного ребенка программа построения последовательности и подачи образовательного материала, разрабатываемая педагогами ДОУ;
- необходимость применения технологии проведения психолого-педагогических консилиумов при построении приоритетов и стратегий сопровождения на протяжении всего образовательного процесса;
- технология дифференциации детей группы риска из общего состава группы общеобразовательной направленности по различным признакам дезадаптации;
- технологии определения особенностей и уровня развития ребенка с ОВЗ;
- технологии социально-коммуникативного взаимоотношения ребенка группы риска со сверстниками, с целью обеспечения эмоционального принятия друг другом всех участников инклюзивного образовательного пространства;
- технологии непосредственно коррекционно-развивающей работы со всеми участниками образовательного процесса;
- технологии психокоррекционной работы с участниками образовательного процесса. [3]
Таким образом, создание комплексной системы психолого-педагогической помощи обучающимся детям с ОВЗ является основным критерием эффективности инклюзивного образования. Технологии психолого-педагогического сопровождения направлены на решение конкретных целей и задач в современном образовательном пространстве, получения наибольшей эффективности образовательного процесса и исключения возможных проблем взаимодействия между участниками взаимоотношений дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
1. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате /Ю. А. Королева// Педагогика и психология : становление, ценности и приоритеты: монография/ под общ. ред. О. И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 84 -98.
2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013. 268 с.
3. Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 66–70.
4. Семаго Н. Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М. : «Школьная книга», 2010.
5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : Учебное пособие /Отв. Ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М. : МГППУ, 2013.