Татьяна Николаевна Сальникова
Модель воспитательно-образовательной работы «Осень пришла» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование элементарных представлений об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Центр сюжетно-ролевых игр:
набор атрибутов для игр «Парикмахер», «Больница», «Семья».
Куклы в сезонной одежде
Центр изо-деятельности:
Публикация «Модель воспитательно-образовательной работы „Осень пришла“ во второй младшей группе» размещена в разделах
картины с изображениями осенней природы
карандаши красного, желтого, зеленого, оранжевого цвета
цветные мелки
Шаблоны листьев для разукрашивания,
Набор листьев (красного, желтого, зеленого цветов)
Центр конструирования:
набор конструктора для построек.
набор геометрических фигур.
Книжный уголок:
Выставка книг со сказкой «Колобок»
Центр дидактических игр:
«Парные картинки», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки».
Вкладыши «Овощи»
Театральный центр:
Инсценировка сказки «Репка» (фланелеграф)
Спортивный уголок:
Зонтик и солнышко из картона
мячи красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов
НОД
Формы организации совместной деятельности педагога и детей
Конструирование/Изобразительная деятельность.
«Знакомство с карандашом и бумагой»
Учить детей рисовать карандашами вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его слишком сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы оставленные карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать. (Т. С. Комарова стр. 45)
ФИЗО
Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие. Упражнять детей в ходьбе и беге всей группой в прямом направлении за воспитателем; прыжках на двух ногах на месте. (Л. И. Пензулаева стр. 23-24)
ПИД/ФЭМП
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур.
Окружающий мир/Природа и ребенок
Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка» (О. А. Соломенникова стр. 8)
Развитие речи
«Собираем урожай» Вовлекать детей в игру. Подводить к составлению коротких текстов – описаний. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Формировать понятие обобщающего слова «овощи». В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласного звука (о). (Л. А. Парамонова стр. 84)
Лепка/Аппликация
«Знакомство с пластилином»
Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть пластилин и вылепленные изделия только на доску. Работать аккуратно. Развивать желание лепить. (Т. С. Комарова стр. 46)
Взаимодействие с семьёй, социальными партнерами
Знакомство родителей с мероприятиями, проводимых в детском саду.
Рекомендации по домашнему чтению.
Индивидуальные беседы с родителями (о необходимости соблюдения режима в выходные дни)
Привлечение родителей к совместным наблюдениям с детьми осенней природы.
Разучивание вместе с детьми стихов.
Информационный материал «Режим – это важно!»
Привлечение родителей к обновлению предметов развивающей среды.
Информационный материал «Одежда детей в группе и на улице».
ПОНЕДЕЛЬНИК
Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме «Моя семья»
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
• Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Дидактическая игра «Куда положить предмет»
• Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.
Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок»
• Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе.
Беседа «Листопад, листопад, засыпает старый сад.
• Раскрыть новое понятие «листопад»
• На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Подвижная игра «Найди свой домик»
• Учить ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал.
• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
• Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми.
• Формировать первичные гендерные представления.
ПРОГУЛКА
Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе)
• Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок.
• Знакомить с растениями данной местности (деревьями).
• Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку осенним днем»
• Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Совместный труд воспитателя и детей
• Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности
• Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом
• Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Подвижная игра «Листопад»
• Учить ходить и бегать по кругу; сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади.
• Упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте.
• Развивать активность детей в двигательной деятельности.
• Гимнастика после сна.
Театрализованная игра «Кто из нас из овощей»
• Учить детей активно откликаться на художественный образ.
• Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.
• Вовлекать в двигательную импровизацию.
• Развивать умение детей общаться спокойно, без крика.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик…»
• Приучать действовать совместно
• Поощрять участие детей в совместных играх
• Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Элементарные поручения
• Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
• Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы.
Вечерняя прогулка.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
ВТОРНИК
Обсуждение «Что ты видел по пути в детский сад» (установка на сезонные изменения)
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
•Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
•Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро ~ вечер.
Коллекция «Подарки осени»
•Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
•Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления.
1. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Дидактическая игра «Подбери листочки по цвету»
• Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету (величине и форме).
• Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева.
• Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо»
Подвижная игра «Догони меня»
• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
• Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости от их созерцания
2. ПРОГУЛКА
Пешая прогулка вокруг детского сада «В гости к осени пойдем»
• Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Словесная игра «Витаминка»
• Закрепить представления об овощах и фруктах полезных для здоровья человека.
• Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
• Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Сюжетно-ролевая «Варим суп»
• Поощрять участие детей в совместных играх.
• Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
• Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
• Формировать первичные гендерные представления.
Дидактическая игра «Соберем букет из листьев»
• Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Хороводная игра «Солнышко и дождик»
• Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений.
• Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи образов.
• Развивать интерес к различным видам игр.
• Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен.
Сбор листьев на участке
• Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.
• Воспитывать желание принимать участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.
• Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (дворник).
Чтение стихотворения «Осень наступила.» (А. Плещеев.)
• Воспитывать умение слушать стихи.
Коллективная работа «Дождик» (рисование мелками на асфальте)
• Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый,
• Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
• Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях
• Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем.
• Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
• Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «пожалуйста».
3. Гимнастика после сна.
Сюжетно-ролевая игра «В магазин за яблоками»
• В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру
• Показывать детям способы ролевого поведения.
• Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
• Рассказывать детям о понятных им профессиях (продавец, шофер, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
• Закреплять понятия много, один, по одному, ни одного.
• Закреплять названия цветов (красный, зеленый, желтый).
Ситуативный разговор
• Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
• Напомнить, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра».
• Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа
Чтение сказки «Теремок» Е. Чарушина
• Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки.
• Продолжать формировать интерес к книгам.
• Рассматривать с детьми иллюстрации.
• Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Элементарные поручения
• Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
• Формировать первичные гендерные представления (мальчики помогают девочкам).
Вечерняя прогулка.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
СРЕДА
Эксперимент «Как сделать воду мыльной?»
• В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему миру.
• Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
• Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро ~ вечер.
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Беседа
• Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (березка пожелтела, на рябине появились красные ягоды).
• Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере).
• Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать.
• Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
• Развивать умение различать и называть местоположение предметов (за окном, высоко, далеко).
ПРОГУЛКА
Пешая прогулка «Быть здоровыми хотим»
• Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног
• Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
Наблюдение за птицами «Осенние гости»
• Учить узнавать пернатых по внешнему виду (голубь, ворона, воробей).
• Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не наносить им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
Подвижная игра «Листопад»
• Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
• Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
• Учить детей соблюдать правила безопасного передвижения.
Рисование «Зернышки для птичек» (палочками на мокром песке)
• .Развивать умение в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Совместные действия взрослого и детей по уборке листьев (веточек, шишек)
• Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.
• Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Гимнастика после сна.
Сюжетно-ролевая игра «Построим домик для Зайки»
• Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр.
• Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-пассажир, мама-дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
• Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
• Приучать жить дружно, вместе пользоваться игрушками, помогать друг другу
• Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.
• Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
• Совершенствовать конструктивные умения.
• Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
• Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми
Элементарные поручения
• Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
• Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Театрализованная игра по сказке «Теремок» Е Чарушина
• Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
• Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Вечерняя прогулка.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
ЧЕТВЕРГ
Дидактическая игра «Найди, что назову» (овощи)
• На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей
• Развивать умение понимать обобщающие слова.
Беседа «Что нам осень подарила?
• Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.
• Развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Игровые упражнения
• Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
• Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
• Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты.
• Закреплять умение ползать.
• Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
Подвижная игра «Птички и птенчики»
• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
• Развивать активность детей в двигательной деятельности.
Ситуативный разговор
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
ПРОГУЛКА
Пешая прогулка «По дорожке мы пойдем, вокруг сада обойдем»
• Развивать умение ходить свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
• Формировать умение соблюдать элементарные правила.
• Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Что изменилось?»
• Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Дидактическая игра «Один-много»
• Совершенствовать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив)
Ситуативный разговор «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Совместный труд детей и взрослых
Гимнастика после сна.
Чтение сказки «Колобок» К. Ушинского
• Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки.
• Продолжать формировать интерес к книгам.
• Рассматривать с детьми иллюстрации
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
• Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама-дочка); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
• Показывать детям способы ролевого поведения.
•. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной
Вечерняя прогулка.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
ПЯТНИЦА
Ситуативный разговор «Машины на нашей улице»
• Формировать представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части, а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов.
• Рассказать, что светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый).
• Напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками.
• Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
• Напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку.
• Знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь» лет по вызову к больным людям, пожарная машина (едет тушить пожар).
Дидактическая игра «Найди и назови»
• Развивать интерес к различным видам игр.
• Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
• Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Заучивание стихотворения А. Барто (из серии «Игрушки»)
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки.
• Продолжать формировать интерес к книгам.
Конструирование «Автобуса (машины)»
Дидактическая игра «Что растет на грядке?»
• Развивать умение отличать и называть по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа).
• Формировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
• Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
ПРОГУЛКА
Оздоровительный бег «Бегом от болезней»
• Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
• Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Игровые упражнения «Найди свое место»
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Рисование на мокром песке «Елочки», «Дождик», «Зернышки для птичек».
• Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи
• Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).
Совместный труд со взрослым
• Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.
• Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
• Воспитывать желание принимать участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.
• Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
• Гимнастика после сна.
Беседа «Как утешить куклу Нину»
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
• Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
• Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.
• В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
• Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия.
• Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Коллективно-творческая деятельность
• Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».
Вечерняя прогулка.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.