Папки-передвижки

Долгосрочный проект «Чудеса из песка». Использование песочной терапии и ЗБТ как средства речевого развития дошкольников

Лариса Николаевна Сергиенко
Долгосрочный проект «Чудеса из песка». Использование песочной терапии и ЗБТ как средства речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 «Зернышко» комбинированного вида

городского округа Мариуполь»

Донецкой Народной Республики

Долгосрочный проект.

«Чудеса из песка». Использование песочной терапии и здоровьезберегающих технологий, как средства речевого развития дошкольников.

Темочки:

Срок реализации 01.10.2024 -15.05.2025 г.

Разработала:

Воспитатель логопедической группы

Сергиенко Л. Н.

Мариуполь 2024 г.

«Самая лучшая игрушка

для детей - куча песка

Ушинский К. Д.

Актуальность проекта :

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования требует «принципа интеграции образовательных областей». Интеграция базируется на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок - необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в песок, рождаются разные образы и появляются композиции. При игре с песком невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Не нужно особых навыков и умений. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.

Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию речи средствами песочной терапии.

Новизна проекта состоит в усовершенствовании организации процесса развития речи, в оптимальном комбинировании различных методов с использованием элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость: создание картотеки ««Волшебный песок»

для развития речи детей старшего дошкольного возраста, будет помощью педагогам дошкольной образовательной организации.

Миссия проекта : повышение качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

Ведущая идея: повысить уровень речи воспитанников старшего дошкольного возраста.

Цель: создать условия для развития речи детей через использование метода песочной терапии и нейродвигательных упражнений, игр.

Тип проекта : познавательно-игровой.

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта :

долгосрочный (октябрь 2024 года - май 2025 года).

Задачи для детей:

- Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.

- Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей.

- Активизировать словарный запас детей.

- Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Для педагогов:

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через игры с песком.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить перспективный план работы игр с песком.

4. Подобрать и оформить картотеку и пособия игр с песком для детей старшего дошкольного возраста.

5. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей:

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально- технической базы центр «Песочная страна» для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: разновозрастная группа (4-7 лет).

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи через игры с песком, здоровьезберегающие технологии.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние игр с песком на речевое развитие детей старшей группы.

Этапы реализации проекта :

- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.

- Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей.

- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.

- Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи детей через игры с песком.

- Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

Форма проведения: организованная образовательная деятельность с детьми; игровые ситуации (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей: игры с песком.

Продукт проекта :

- Картотека игр с песком.

- Картотека консультаций для родителей и педагогов.

- Картотека нейродвигательных упражнений и игр.

- Картотека пальчиковых игр и самомассажа ладоней.

- Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».

- Перспективный план работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы Срок

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития речи через игры с песком.

2. Обоснование путей реализации проекта. октябрь

Основной (практический) этап

1. Составление перспективного плана работы по развитию речи :

- упражнения с элементами игр с песком;

- упражнения для кисти рук;

- игр и упражнений с различными предметами;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

- наблюдение на прогулке: «Волшебный песок»;

- закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности;

- игры с предметами: «Что я закопала в песок, «Детские секретики», «Постройка домика для куклы» (приложение 1);

- игры-забавы: «Откопай сюрприз», «Необыкновенные следы» (приложение 2);

- конструирование: «Замок из песка»;

- НОД «Правила песочной страны», «Следы на песке» (приложение 3);

- сюжетные игры: «Новая квартира куклы Маши», «Норки для мышки» (приложение 4);

- рассказывание сказок: лепим героев или рисуем, сопровождая рассказом;

- инсценировка «Девочка чумазая».

3. Работа с педагогами:

Консультация «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (приложение 5).

4. Работа с родителями:

Консультации:

- «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

- «Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей старшего дошкольного возраста» (приложение 6). По ходу реализации проекта

По ходу реализации проекта

Ноябрь - май

Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

- диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.

- анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее. Май

План выполнения проекта

№ п/п Виды деятельности Цели и задачи Дата проведения

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через игры и упражнения с песком. Октябрь

01.10-15.10

2. Составление перспективного плана проведения игр. Систематизировать использование игр с песком в работе с детьми. Октябрь 15.10-30.10

3. -Консультации для родителей на тему: «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»,

-Консультации для родителей «Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей старшего дошкольного возраста». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. 14.11.2024

12.12.2024

4. Мастер-класс с родителями

«Нейроигры. Играем в саду и дома»

Познакомить воспитателей с новыми нейроиграми. 21.11.2024

5. Консультация для воспитателей «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей. 22.01.2025

6. Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители». Акцентировать внимание родителей на значимости игр с песком. Апрель 2025

7. Диагностика уровня развития речи у детей. Определить эффективность проводимой работы в формировании речевого развития детей. Май 2025

8. Анализ проделанной работы по проекту с педагогами ДОУ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения игр с песком, обменяться опытом работы по проектной деятельности. Май 2025

9. Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей «Королева-ящерица».

«День-ночь».

«Минутка свободного рисования».

«Буквы».

«Волшебные дорожки».

«Три дороги — три транспорта».

«Тайны жизни песка».

«Знакомство с природными материалами».

«Найди домик».

«Сбор урожая».

«Что напутал художник?»

«Поиск сокровищ!»

«Прятки».

«Что забыл нарисовать художник?»

проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» Ноябрь 2024- май 2025 г.

2р. в неделю

10. «Игры с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР»

Игра «Дождик из песка»

Игра «Нарисуй узор ладошкой»

Игра «Кладоискатели»

Игра «Необыкновенные следы»

Игра «Угадай, чей это след?»

Игра «Пианисты»

Игра «Делаем самомассаж

Игра «Где спрятался звук», «Сосчитай слоги»

Игра «Прошагай по чистой дорожке», «Пропой или простучи мелодию, чистоговорку, скороговорку»

Игра «Создай свой мир: «Волшебный лес», «Подводный мир»,

Игра «Ферма»,

«Нарисуй узор по образцу»,

Игра «Посчитай предметы, которые ты найдешь в песке», Игра «Кладоискатель»,

Игра «Школа», «Напиши, как я», Игра «Сдуй песок с картинки» Ноябрь-май

2р. в неделю

11. Пальчиковые игры по лексическим темам в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Детский сад»

«В детском саду»

«Наша группа»

«Встали пальчики»

«Дружба»

«Девочки и мальчики»

Квасим капусту»

«Однажды хозяйка…»

«Щи»

«Компот»

«На базар ходили мы»

«Апельсин»

«Осень»

«Осенние листья»

«Хвойные деревья»

«Осень приходи»

Мы идем в осенний лес»

«Грибы»

«Сбор грибов»

«Ягоды»

Далее Приложение Картотека п. и. Ноябрь-май

2р. в неделю

12 Приемы самомассажа кистей рук для развития речи Самомассаж ладоней

Самомассаж ладоней и пальцев

Самомассаж кончиков пальцев

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки

Самомассаж подушечки большого пальца.

Упражнения:

«НАСОС»

«ПРУЖИНКА»

«СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ»

«ТРУДОЛЮБИВЫЙ СТРОИТИЕЛЬ»

«ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ! Ноябрь-май

3р. в неделю

13. Нейроигры и нейроупражнения Игра «Веселые мячики»

Игра «Hос — пол — потолок»

Игра «Волшебные обводилки

Игра «Класс – заяц»

Игра «Колено – локоть»

Игра «Грибы да ягоды»

Упражнение «Колечко».

Упражнение «Лезгинка».

Упражнение «Ухо-нос».

Упражнение «Симметричные рисунки».

«Зеркальное рисование».

«Молоток-пила»

Игра «Поймай ладошки»

Игра «Мемори тренажер»

Игра «Классики для пальчиков»

«Нейроритмические ряды» Ежедневно

По 5 мин.

Предполагаемый результат:

- Отмечается положительная динамика в развитии речи детей.

- Улучшение познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников.

- Усовершенствование предметно-развивающей среды.

- Повышение квалификации педагогов и родителей по данной теме.

Список литературы :

1. Зинкевич-Евстегнееева Т., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб: «Речь», 2006.

2. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», СПб. : Институт специальной психологии ипедагогики, 1998.

3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2010.

4. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5, 2012 год.

5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - № 5.

6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

7. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.

8. Акулова А. С. Инновационная деятельность. Проект «Внедрение Песочной терапии в ДОУ» Режим доступа: https://nsportal.ru/akulova-anastasiya.

9. Зиберова Т. В. «Развитие речи у детей средствами песочной терапии». Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-u-detey-sredstvami-pesochnoy-terapii-598352.html

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Чудеса из песка». Использование песочной терапии и ЗБТ как средства речевого развития дошкольников
Опубликовано: 18 января 2025 в 13:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Чудеса из песка». Использование песочной терапии и ЗБТ как средства речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Сергиенко (УИ 3316332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД