Чукур Людмила Васильевна
Модель взаимодействия специалистов ДОУ при организации работы комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы по организации работы комбинированной группы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации общеразвивающей направленности.
Ни для кого ни секрет, что детей с ОВЗ в нашей стране становится все больше и проблемы с их воспитанием и образованием ложатся не только на плечи родителей, но и на наши с вами плечи. Как построить работу в комбинированной группе, как сделать так, чтобы максимально оказать помощь детям, с какими проблемами предстоит столкнуться образовательной организации при открытии комбинированной группы в общеразвивающем детском саду? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на нашем мастер – классе и поделиться наработанным, пока небольшим опытом по функционированию групп комбинированной направленности.
Публикация «Модель взаимодействия специалистов ДОУ при организации работы комбинированной группы» размещена в разделах
Задачу по обеспечению детей с ОВЗ равными стартовыми возможностями для развития и социализации для дальнейшего обучения в школе задаёт ФГОС ДО, при этом, дети с ОВЗ нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания в зависимости от наличия отягчающих самочувствие ребенка состояний.
Это и специально организованная зона для занятий со специалистом и воспитателем группы, развивающая среда в группе и документация сопровождающая организацию корекционно – развивающей работы, психолого – педагогическая работа с родителями воспитанников.
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. При этом у нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для современного общества с крайне низким уровнем толерантности.
Создание в детском саду групп комбинированной направленности влечёт за собой изменение всей образовательной среды и как следствие - и массу проблем
Модель коррекционно-образовательной деятельности представляет собой целостную систему и наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями. Образовательная деятельность включает диагностический, коррекционно - образовательной и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей.
Цель такой работы в создании единого коррекционно-образовательного пространства, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Поддержка и педагогическая помощь родителям заключается в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития.
Система коррекционно-образовательной деятельности в комбинированной группе предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Для каждого ребенка с ОВЗ созданы индивидуальные образовательные маршруты. В них расписано когда, сколько раз в неделю и с каким специалистом проходят занятия. Основная нагрузка ложится на узких специалистов – это учитель – логопед и учитель - дефектолог – они являются непосредственными кураторами коррекционно- образовательной деятельности и осуществляют координацию непосредственно на группах комбинированной направленности и с помощью старшего воспитателя организуют консультирование воспитателей комбинированных групп, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре.
Старший воспитатель осуществляет общее руководство над всеми участниками воспитательно – образовательного процесса.
Для осуществления образовательной деятельности с детьми в группе комбинированной направленности подразумевается наличие узких специалистов – учителей - логопедов, которые будут направлять и контролировать взаимодействие воспитателя с детьми, с родителями в вопросах речевого развития и коррекции. В тоже время, весь образовательный процесс с детьми группы комбинированной направленности, будет скоординирован со всеми специалистами и направлен на преодоление речевых нарушений через разные виды деятельности.
Деятельность учителя-логопеда в группах комбинированной направленности включает в себя:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых занятий с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
- планирование коррекционной деятельности в группе, организуемой воспитателями;
-динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
-проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи, оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
- заполнение отчетной документации.
Воспитатели, учитель-дефектолог, учитель - логопед, педагог-психолог и другие специалисты, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, изодеятельность, конструирование и т. д. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей
(в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.