Светлана Маслова
Особенности организации образовательной среды в период адаптации в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации образовательной среды в период адаптации в группе раннего возраста
Известно, что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды ребенком воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые дети и взрослые, незнакомые игрушки, всё – незнакомо. Самой важной задачей для любого воспитателя – является создание комфортных условий для пребывания ребенка. И от того, как будет организована образовательная среда в детском саду, будет зависеть успех адаптации ребенка.
Публикация «Особенности организации образовательной среды в период адаптации в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Чтобы образовательное пространство способствовало адаптации детей, выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
1 гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
2 непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
3 вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах;
4 интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
5 открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия.
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования : «Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами».
Психологами установлено, что в возрасте 2–3 лет происходит формирование таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, автономность и инициативность. Эти качества можно считать базовыми для формирования активной адаптации.
Для малыша сложен процесс расставания с родителями. И основная задача предметно–развивающей среды в период адаптации – это отвлечь ребенка, заинтересовать его, развеселить.
В группе в этот период обязательно должны быть мягкие игрушки, которые малыш сможет обнять и успокоиться. Их он сможет взять в кроватку, когда будет проходить самый сложный период адаптации – ребенок останется на дневной сон. Игрушки–каталки и крупные машинки, которые не только 169 отлично завлекают малыша, но еще и развивают координацию и мускулатуру.
Игры с водой и песком незаменимы в группах раннего возраста. Они благотворно влияют на психику, успокаивают, создают умиротворенное настроение, гасят негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений. Дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная деятельность. Одна из задач группы раннего возраста – это научить ребенка находить себе занятие самостоятельно. Особую роль играют сюжетно – образные игрушки : куклы, животные, театральные и технические игрушки, предметы игрового обихода. Куклы должны быть для индивидуальных игр и дидактические, с полным набором одежды. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи. И какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.
Оптимальный размер для игрушек от 15 до 30 см. Для индивидуальных игр лучше подобрать кукол с мягким телом, чтобы дети могли самостоятельно усадить их на стульчик, в коляску, завернуть в пеленку. Важно правильно организовать игровое пространство, чтобы дети могли играть, не мешая друг другу. Игрушки должны быть расположены так, чтобы они были доступны для детей: расставлены на виду, и в соответствии с ростом детей. Во избежание конфликтных ситуаций и предотвращения возможных столкновений между детьми – должны быть одинаковые, похожие игрушки. Чтобы ребенку, в случае необходимости, можно было предложить замену. Театральные игрушки - настоящие «палочки-выручалочки» воспитателя. Ведь гораздо веселее, если ребенка встречает, например, веселая обезьянка, которая весело машет лапкой и может погладить по щечке. А инсценировка знакомых сказок, способна превратить плачь в дружный смех.
Обязателен уголок изодеятельности. У каждого малыша есть потребность в самовыражении. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. При помощи рисования ребенок может преодолеть свой страх. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Кроме того рисунки могут быть информативны для педагога. Они позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития детей. Рисуя, пусть даже и каракули, ребенок неосознанно передает свои ощущения.
Для проведения организованной образовательной деятельности используются дидактические игры. Они обеспечивают накопление представлений о форме, величине, цвете, развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания. В группе должны быть : пирамидки, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами, игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.
Задача каждого педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе.
Литература
1. Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. / Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания. Вопросы психологии.
2. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.