Валентина Михайленко
Модель организации образовательного процесса в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО
1. Образовательный процесс дошкольного образования
Целостный образовательный процесс в ДО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранять свою индивидуальность.
Публикация «Модель организации образовательного процесса в ДОО» размещена в разделах
Образовательный процесс должен :
• сочетать принципы научной обоснованности и практической
применяемости;
• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, которые обусловлены возможностью участия в проектировании этого процесса субъектов разного уровня: от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка. Из основных образовательных моделей, существующих в дошкольном образовании в настоящее время : урочной, комплексно -тематической, предметно-средовой, выбирают оптимальную в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ключевые задачи в организации образовательной деятельности :
- наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
- обеспечить творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции и с использованием разнообразных методов и приемов;
-широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр,
игровых приемов и игровых ситуаций;
-вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и
разнообразие);
-исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
-внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
(К. Ю. Белая).
2. Интегративный подход в организации образовательного процесса
Модель организации образовательного процесса ориентирована на обеспечение нового подхода к реализации целей и задач дошкольного образования.
Реализация принципа интегрированного подхода в организации образовательного процесса имеет первостепенное значение в освоении содержания Основной образовательной программы.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключается в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психики и физиологии. Использование интеграции объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики ребенка (ребенок в короткий период проходит все стадии развития человечества).
Основные преимущества интегративного подхода в образовательном процессе заключается в том, что он:
1) является условием развития системы знаний, овладения основами наук;
2) способствует формированию научной картины мира;
3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;
4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для
гармоничного вхождения в социум;
5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Условием интеграции содержания образования является поиск
основания для объединения содержания ООП ДО в пяти образовательных областях (направлениях, выявление системообразующего фактора.
При рассмотрении данного вопроса возможно опираться на подходы, выработанные Кириенко С. Д. [1], Трубайчук Л. В. [2], Емельяновой И. Е. [3].
«Под системообразующими факторами предполагается рассматривать идеи, явления, понятия, предметы, способные соединить компоненты системы, стимулировать деятельностное проявление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и ее саморазвитие» (Кириенко С. Д.).
По Трубайчук Л. В. : для эффективной организации интегрированного процесса в дошкольном образовании выделяется системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Ею выделены четыре системообразующих фактора :
1. Основной системообразующий фактор – образовательные области.
2. Второй системообразующий фактор – интеграция образовательных областей на основе комплексно – тематического планирования, которая определяет логико – содержательную основу целостного образовательного процесса.
3. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для проявления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Перед педагогом стоит задача обеспечить целостный интегративный образовательный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели, результатом которого будет целостный образовательный продукт.
Образовательным продуктом могут выступать: новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
В результате освоения интегрированной деятельности у ребенка
формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.
Интегративными формами в дошкольной образовательной организации выступают совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и т. д.
Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает интеграцию содержания образовательных областей (направлений) во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Одним из вариантов интеграции в дошкольном образовании является метод проектной деятельности.
Особое значение отводится образовательным проектам.
Так, образовательные проекты, реализуемые в дошкольных группах: «Читаем вместе», «Экологический ковчег», «Крепыш», «Скоро в школу», «Игра в образовательном процессе», «Я – ребенок, я – взрослый, мы – вместе», наглядный пример интеграции всего образовательного процесса.
Интегративный подход к построению целостной педагогической системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля, развитию мыслительной активности и инициативности, познавательных интересов, умения передать один и тот же образ в разных видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом контекстные ассоциации, порождая новые личностные смыслы.
Использование контекстных ассоциаций для порождения новых личностных смыслов актуально для всех субъектов образовательного процесса.
3. Построение оптимальной модели организации образовательного процесса
в рамках позиционирования взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность.
Основные тезисы организации партнерской
деятельности взрослого с детьми
(по Н. А. Коротковой) :
- «включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми»;
- «добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)»;
- «свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства)»;
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый ребенок работает в своем темпе).
… Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
… Баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы конкретной группы дошкольников».
Структура образовательного процесса для детей 3 – 5 лет :
1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2. Свободная деятельность самих детей.
Структура образовательного процесса для детей 5 – 7 лет :
1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2. Свободная деятельность самих детей.
3. Элементы учебной деятельности на занятиях по основам математики и начальному освоению чтения и письма.
В соответствии с данной моделью образовательный процесс осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и при организации деятельности в режимных моментах в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Непрерывная образовательная деятельность – это форма организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру:
- начало;
- основная часть;
- окончание – «открытый конец».
Непрерывная образовательная деятельность организуется в форме совместной деятельности взрослых и детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых.
Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельную деятельность детей 3–7 лет входят игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена. Однако в педагогике существенно отличаются самостоятельная деятельность детей под руководством педагога и самостоятельная деятельность, которая педагогом не регламентируется. В первом случае имеется ввиду самостоятельная деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию. Во втором случае – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В режиме дня воспитанников обязательно должна присутствовать и самостоятельная деятельность по заданию педагога, и свободная деятельность по интересам. Самостоятельная деятельность обеспечивает возможность для уединения ребенка.
Естественно, спектр выбираемых форм, степень и характер их применения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
В младшем дошкольном возрасте занятия, требующие продуктивной деятельности детей (рисование, конструирование, аппликация и т. п., по возможности проводятся посредством подгрупповой работы (10-15 человек, в зависимости от количества детей в группе.
По сюжетообразующему компоненту занятия могут быть представлены экскурсиями, тематическими досугами (общими и групповыми, праздниками, театрализованными представлениями.
В среднем дошкольном возрасте часть занятий, требующих продуктивной деятельности детей, организуются посредством совместной коллективной деятельности. Поскольку у детей активно формируется абстрактное мышление, сюжетообразующий компонент НОД можно разнообразить воображаемыми ситуациями, фантазийными путешествиями. Частично вводится соревновательный компонент (игра в командах, ведётся подготовительная работа для внедрения проектной деятельности. Вводится самостоятельная единица дидактического цикла по формированию элементарных математических представлений.
В старшем дошкольном возрасте активно используется проектная деятельность, проблемное обучение, варианты межгруппового общения (соревнования между группами сверстников, показ спектаклей для малышей, участие в совместных детско-родительских досугах).
В подготовительной к школе группе применяются все варианты проведения занятий (по сюжетообразующим компонентам) с максимальным акцентом на импровизацию или самостоятельную деятельность воспитанников (детские презентации, викторины и пр.)
4. Комплексно – тематическое планирование.
Модель организации образовательного процесса базируется на комплексно – тематическом принципе. Основой содержания образовательного процесса является тема. Запланированная тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально - образной форме. Реализация темы («проживание» ее ребенком) в разных видах деятельности вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель в соответствии с ООП и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Организационной основой реализации Программы является «Календарь тематических недель» (события, проекты, игровые обучающие ситуации и т. п.) и темообразующие факторы :
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
– события, «смоделированные» воспитателем: рассматривание предметов (ранее неизвестных детям) с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»);
– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам.
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, значимы для общества, семьи, государства, кроме того, обусловлены личными интересами детей, их положительным эмоциональным отношением.
Комплексно - тематическое планирование осуществляется с учетом следующих принципов:
• принцип вариативности – реализуется через разнообразные
виды детской деятельности в процессе интеграции содержания в нескольких образовательных областях (направлениях) с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
• принцип рациональности – понимается, как умение определять
такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение необходимого материала.
Такая образовательная модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творчеству педагогов, так как отбор тем является непростым процессом. Реализация содержания Программы в разных видах детской деятельности побуждает взрослого к проявлению педагогического творчества не только во взаимодействии с детьми, но и в организации развивающей предметно-пространственной среды.
Комплексно-тематическое планирование играет положительную роль при определении единых идей проектной деятельности не только в разных группах дошкольного отделения или даже в структурных подразделениях, но и в целом - в рамках межуровневой преемственности образовательных программ.
Модель организации образовательного процесса на основе
комплексно - тематического принципа планирования отличается общими целевыми установками освоения детьми окружающего мира во всех его проявлениях, во всей полноте и целостности. Этому способствует общий смысловой контекст, значимый для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской деятельности и разными формами их организации, единство взглядов взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического влияния на развитие детей (непосредственного и опосредованного, объединение усилий всех участников педагогического процесса.
Модель позволяет гибко и вариативно использовать формы организации образовательного процесса в соответствии с инициативами детей, их настроением, яркими событиями в окружающем мире, обеспечивает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным образом соответствуют задачам развития детей и освоения ими содержания образовательной деятельности.
Интегративный подход к построению целостной педагогической системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля, что существенно повышает уровень их развития. Это в особенности касается таких сторон развития, как мыслительная активность и инициативность, познавательные интересы, умение передать один и тот же образ в разных видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом контекстные ассоциации, порождая новые личностные смыслы.
Планирование на интегрированной основе более гибкое, чем при традиционном подходе. Его структурные компоненты можно изменять, что обеспечивает вариативные подходы с учетом специфических особенностей образовательного процесса.
Овладение педагогом механизмом интегративного планирования повышает его профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику воспитательное-образовательной работы на основе рефлексии собственной деятельности, оценки ее результатов с точки зрения общего развития детей. Такое планирование способствует выработке единого взгляда на развитие ребенка-дошкольника, прежде всего, с позиции обеспечения его полноты и целостности.
Основной целью интегративного планирования педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др., развитие у ребенка общих способностей к познанию, творчеству. Последние проявляются в умении детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры и др.).
Таким образом, планирование образовательной работы с детьми дошкольного возраста представляет собой особое планирование, которое носит интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом контексте и предусматривает организацию разных видов детской деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их внутреннюю логику развития и различные векторы педагогического воздействия через организацию взаимодействия детей со взрослым и друг с другом, а также через организацию развивающей предметной среды, что является системообразующим фактором в целостном педагогическом процессе.
Литература.
1. Кириенко С. Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДО/Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2011. - № 10. – с. 1 – 5.
2. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2011. - № 10. – С. 1 – 7.
3. Емельянова И. Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно – творческого развития ребенка/Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2011. - № 10 – с. 1 – 7.
4. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5.https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie.html.