Светлана Агасарян
Значение интегрированного подхода в организации образовательного процесса детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Значение интегрированного подхода в организации образовательного процесса детей в ДОУ
(консультация для воспитателей)
Старший воспитатель МБДОУ Д/С 13
«Теремок» города Белореченска Агасарян С. В.
«Правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие»
Лев Семёнович Выготский — советский психолог.
Публикация «Значение интегрированного подхода в организации образовательного процесса детей в ДОУ» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. У воспитанников в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску меж предметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста, в частности младшего дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.
Интеграция – (лат. - целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Интеграция обозначает восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным; реализуются
следующие задачи:
1. Создание эмоционально-положительного контакта.
2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
3. Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +
развитие речи.
4. Обучение технике изобразительной деятельности.
Наиболее эффективными являются следующие методы: сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
Все методы направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
Организация образовательного процесса осуществляется в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по познавательно-речевому развитию детей с использованием интегрированного подхода;
- разработана интегрированная образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз.
Каждая образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2. Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
При организации организованной образовательной деятельности решаются целые системы задач. Преимущество этой деятельности в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации. В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности используется принцип эмоционального восприятия. Ощущение и восприятие в раннем возрасте - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь, опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.
Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.