Татьяна Антонюк
Социокультурная модель построения образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"В мире, в котором мы живем, постоянно идет вечная борьба между добром и злом. Наш мир претерпевает большие изменения в отношении людей к друг другу, это мир неправды, несправедливости, людских мук, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Мы, взрослые, постоянно обязаны быть на чеку, учить, а значит образовывать наших детей. Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.
Публикация «Социокультурная модель построения образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
Каждый человек имеет свой индивидуальный образ мира, и он вписан в общий образ мира, присущей его социальной общности.
Наши дети должны уважать друг друга, быть толерантными и доброжелательными и жить в мире и дружбе со всеми людьми разных национальностей.
Формирование социокультурных компетенций имеет большое значение в воспитании патриотов своей страны. Когда ребенок знает, уважает и ценит культуру и традиции других стран и обычаи народов, когда знает в какой стране он живет, чтит и уважает традиции и обычаи своего народа и что у него есть малая родина, это его город, улица на которой он живет, его дом то ни о какой конкуренции или превосходстве не может быть и речи. Мы взрослые обязаны на учить детей любить этот мир и делать его лучше.
В системе Российского образования на современном этапе развития общества произошли существенные изменения. Но какие бы они небыли, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
В наше сложное время нам, воспитателям 21 века, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами воспитателя 21 века.
Воспитатель 21 века – это личность:
- Гармонично развитая, внутренне богатая, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющая организовывать рефлексивную деятельность;
- Обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующая свои знания и умения, занимающаяся самообразованием, обладающая многогранностью интересов.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогов мы осуществляем с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
К социокультурным компетенциям относят:
• Владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей : семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
• Умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• Умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
• Владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
• Владение эффективными способами организации свободного времени;
• Иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• Иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и многокультурном обществе;
• Действие в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой;
• Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.
Для того чтобы познать окружающий мир, «влиться» в социум, ребенку вместе с педагогом необходимо пройти несколько этапов.
Социокультурная модель построения образовательного процесса.
В основании «пирамиды» лежит накопленный человечеством многовековой опыт, связывающий все основные так называемые общечеловеческие ценности. Следующий «пласт» олицетворяет социокультурную реальность, окружающую детей и взрослых в конкретном пространстве в данной исторической эпохе. Следующая ступень отражает взаимодействие взрослого (педагога) и ребенка, в процессе которого ребенок усваивает как готовые формы социокультурного опыта, так и способы самостоятельного его приобретения. Педагог сам выступает в этом процессе как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры», то он становится соучастником совместного познания окружающего мира. И, наконец, в результате у ребенка развивается социокультурная компетенция, дающая ему возможность не только «вписаться» в социум, но и стать подлинным творцом.
При подготовке к работе по формированию социокультурных компетенций у детей дошкольного возраста, педагог должен взять за основу шесть основных направлений в основе которых лежат базовые компетентности педагога:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании воспитанников на осуществление определенной деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и в принятии педагогических решений.
5. Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации учебной деятельности детей.
Работая над формированием социокультурных компетенций, педагоги должны конструктивно реагировать на ошибки и трудности, анализировать и оценивать причины поступков и поведения детей, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности, своевременно вносить коррективы в зависимости от сложившейся ситуаций.
Работа над профессиональной компетентностью педагога должна постоянно совершенствоваться и выйти на более высший уровень, на уровень профессионального мастерства, ведь это является необходимым условием повышения качества образования.