Елена Иванова
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование рынка образовательных услуг побуждает уделять особое внимание содержанию образования, а так же технологиям обучения. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и применять новые методы и технологии обучения, создавать эффективные формы организации педагогической деятельности.
Традиционные формы методической работы (доклады, выступления, лекции) утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. В настоящее время предпочтительнее используется активную учебно-познавательную деятельность с применением активных приемов и методов обучения. Которые помогают формировать познавательный интерес и творческое мышление, творческие способности, умение находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Активные методы обучения используются нами как в работе со взрослыми так и с детьми.
Метод проектов один из методов активного обучения дошкольников — это такой вид образовательной технологии, под которым подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Работа над проектом включает постановку цели, задач. Реализация проекта осуществляется поэтапно, в игровой форме, с включением деятельности педагога детей. Дошкольники всегда готовы к подвигам. Главное, чтобы ребёнок понимал, что он делает и зачем ему это надо. Тогда он не просто добьётся результата, а будет понимать, что он уже в свои 3 или 5 лет успешен.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников по срокам реализации, по целевой установке, по доминирующим видам деятельности.
Преимущества проектной деятельности:
- является одним из методов развивающего обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию креативности;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Метод моделирования.
В наше время увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Поэтому усложняются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования.
В дошкольной педагогике модель является инструментом познания и выступает в роли средства и способа обобщения учебного материала.
Для того, чтобы научить детей запоминать, пересказывать, вырабатывать навыки связного высказывания, мы включаем в обучение приемы наглядного моделирования.
Используем следующие виды моделирования: сериационный вид; двигательный; временно-пространственный.
Наглядное моделирование. В качестве условных заместителей используются символы разнообразного характера : геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Работа начинается с простого вида моделирования. Вначале дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды.
Дети старшего дошкольного возраста используют условно-символические модели. Дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки: зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик и т. д.
Также в работе с детьми мы используем мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. [1, с. 7] В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
C детьми младшего дошкольного возраста лучше работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка и обеспечивает последовательность его рассказа. Модели могут использоваться в разных видах деятельности.
Список литературы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие : Детство-Пресс, 2001.-144с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :Мозаика-Синтез, 2010.-112с.
3. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. Работников/ И. А. Урмина, Т. А. Данилина. -М. : Линка-Пресс, 2009.-320с.