Галина Кочерыгина
Выступление на конференции «Модель образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Доброе утро, уважаемые коллеги! 1слайд
Я думаю, что оно действительно доброе, предлагаю совет на каждый день - --2 слайд-
Как вы думаете, каковы же все-таки причины происходящих перемен в образовании? 3 сайд
ОТВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Да, действительно, жизнь стремительно несется вперед, и фразы, привычные сегодня, 20 лет назад никто бы не понял---4 слайд 5слайд
6 слайд Приведу некоторые данные
• В 2013г. новой информации создано больше, чем за последние 5000 лет;
• За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды;
• Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года;
Публикация «Выступление на конференции „Модель образовательного процесса в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
• 10 наиболее востребованных профессий в 2013г. не существовали в 2004г.
• Можем ли мы сказать, каким будет завтрашний день?
7 слайд
Главное противоречие современного образования :
Сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем…
8 слайд
Поэтому и вопросов у нас с вами очень много: Чему обучать? Ради чего обучать? И самое главное, Как обучать? Ну, и чтобы это соответствовало федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (показать книгу, соответственно, который согласно Закону об образовании (показать книгу) вступил в силу с 1 января 2014г. Для того, чтобы мы успели освоиться в новой для нас ситуации, государство дает нам время – переходный период до 2016г., это прописано в Законе (статья 108) и письмо Министерства образования и науки РФ от 07 февраля 2014г. (показать)
9 слайд
Александр Асмолов,руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы разработчиков ФГОС считает, что:
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
10 слайд
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникает закономерный вопрос, изменится ли собственно образовательный процесс в ДОУ.
Специалисты считают, что в настоящее время педагогическим коллективам важно разработать модели организации воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с образовательной программой ДОО, а также с учетом региональных особенностей.
11 слайд
Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
12 слайд
Модель (фр. modle, от лат. мodulus - «мера, аналог, образец») - это:
а) схема, исследование которой служит средством для получения информации о системе;
б) упрощенное представление протекающих в системе процессов, явлений.
Модели носят нормативный характер для дальнейшей деятельности, играют роль стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность учреждения и оцениваются ее результаты.
Прежде, чем приступить к разработке модели, давайте проанализируем, какие требовании к реализации образовательной программы были в соответствии с ФГТ, и какие стали в соответствии с ФГОС
13 слайд
Поменялась направленность образовательных программ
ФГТ напралены на ребенка, на формирование чего – то у ребенка
ФГОС – создание условий для развития ребенка
При чем только позитивная социализация (подпункт 3 п. 3.2.5.3 раздела) говорим детям только хорошее
ПРИМЕР: рисуем цыпленка (Как мы анализировали раньше? Андрюша постарался, работа аккураеная, так как на образце) Теперь: какие получились разные цыплята, этот промок, этот хромает
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
14 слайд
Поменялись принцыпы дошкольного образования
Была интеграция образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса
Теперь – полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития и т. д. всего 9 принципов
Асмолов говорит: «Стандарт, не должен рассматривать дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. Я всегда удивляюсь парадоксальности логики в понимании каждого этапа жизни как подготовки к другому этапу.
- Да, это мы проходили: дошкольное детство - подготовка к школе, школа - к вузу, вуз - к работе, работа - подготовка к пенсии. А жить-то когда?
15 слайд
Поменялись требования к результатам освоения образовательной программы
Были интегративные качества дошкольников
Теперь – целевые ориентиры – это социально – нормативная характеристика возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС предусматривает два этапа, на 3 года, и на завершение дошкольного образования)
16 слайд
Модель воспитательно-образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с воспитанниками на основе неформального общения.
И так, что мы имеем: пять образовательных областей – социально – коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - физическое развитие, - художественно – эстетическое развитие
Подставим к ним образовательные области, на которые мы привыкли делить, они прекрасно вписываются.
Согласно Стандарта, должны они реализовываться через детские виды деятельности, 3 сквозных механизма развития дошкольника которые становятся ведущими видами деятельности на том, или ином этапе развития ребенка: общение, игра, познавательно – исследовательская деятельность.
У ребенка должно быть чередование различных видов деятельности с упором на 3 сквозных механизма.
Главное, научить ребенка деятельности! Реализовать системно – деятельностный подход в обучении детей, предусмотренный Стандартом.
17 слайд
Ну, и конечно же мы должны учесть требования к реализации образовательной программы
ФГТ – это было обеспечение, ФГОС – создание условий (в Стандарте описанию условий отведено 10 страниц)
18 слайд
И так, уважаемые коллеги, находясь на этапе переходного периода, что же нужно сделать в ДОУ:
1. Концептуальная стадия
проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования;
сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС задачи и принципы дошкольного образования;
2. Стадия моделирования
построить новую модель дошкольного образования;
проанализировать задачи, поставленные в рамках отдельных образовательных областей;
определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с данными задачами, составить план работы методической службы ДОО.
3. Стадия конструирования
проанализировать созданные в ДОО условия;
выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО;
сконструировать ООП ДО.
19 слайд
Когда бог посылает вам подарок, он заворачивает его в проблему
И чем в большую проблему он его заворачивает, тем больший подарок скрывается под оберткой
20 слайд
Я просил сил…
А жизнь дала мне трудности…
Я просил мудрости…
А жизнь дала мне проблемы для разрешения…
Я просил богатства…
А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать…
Я просил любви…
А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать…
Я ничего не получил из того, о чем просил.
Но я получил все, что мне было нужно!