Жанна Чекурина
Проектная и исследовательская технология как основа развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта :
•Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
•Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Публикация «Проектная и исследовательская технология как основа развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС до» размещена в разделах
•Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
•Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
•Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Объект исследования : исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы МБОУ «Металлплощадская СОШ».
Предмет исследования : внедрение методов познавательно-исследовательского обучения в образовательный процесс.
Проблема исследования : каково влияние методов познавательно-исследовательского обучения на качество подготовки детей к обучению в школе.
Предполагаемый новый образовательный результат:
- воспитанники принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- активно участвуют в экспериментировании;
- адекватно используют средства общения и конструктивные способы взаимодействия;
- способны решать интеллектуальные и личностные задачи;
- сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
Перспективный план:
Сентябрь
Песок и глина Наблюдение:«Лепим из песка и глины» Прочность и способность держать форму песка и глины. Мокрый песок, глина для лепки.
Наблюдение:«Сухой и мокрый песок» Знакомство со свойствами песка. Песочница с песком, вода, формочки для лепки в песке
Опыты: «Сравнение песка и глины» Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами. Глина, песок, емкости для песка, подложки, одноразовые ложки, стеки, лупы, стаканчики на каждого ребенка.
Чтение: Ю. Измайлов «Караван», О. Дыбина «Неизведанное рядом», В. Степанов «Путешествие в Азию», В. Флинт «Животные пустыни»
В течение года. Воздух Наблюдение: «За ветром»
Расширять и углублять знания о неживой природе;
формировать интерес к природным явлениям – ветру.
Наблюдение: «За температурой воздуха на улице» Знакомство со свойствами воздуха нагреваться и остывать. Термометр личный.
Наблюдение и опыт: «Откуда берутся волны на воде?» Знакомство со свойствами воздуха: обладает силой Большая ёмкость для воды, веер.
Октябрь
Оформление выставки работ на тему «Волшебный лес» (метод «раздувание пятна») Создание благоприятных условий для детского творчества. Рисунки детей.
Беседы на тему «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов» Уточнить знания у детей о свойствах воздуха Иллюстрации, схема «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов».
Опыты: «Воздух есть везде» Формировать у детей знания о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов
Чтение М. Андреева-Доглядная «Воздух», «Большая детская энциклопедия».
Ноябрь Бумага
Эксперимент: «Какая бумага быстрее рвется» Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий. Бумага разной толщины.
Беседа на тему: «Для чего нужна бумага» Познакомить со свойством бумаги рваться Иллюстрации, слайды, ноутбук.
Опыт: «Что мы знаем о бумаге?» Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги.
Оригами. Учить детей способом складывания делать простые фигурки. Бумага разного цвета.
Декабрь
Познакомить со свойствами зеркал Два зеркало и мандарин
Эксперимент: «Волосы дыбом» Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Расческа.
Эксперимент:«Как поймать облако?»Познакомить детей с процессом образование облаков. Банка с кипятком, тарелка со льдом или снегом.
Опыт: «Электричество» Обобщать знания детей об электричестве;
познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. Воздушные шары по количеству детей, шерстяные тряпочки по количеству детей, пластмассовые линейки по количеству детей, тарелочки, мелкие кусочки бумаги, кружочки пенопласта, ноутбук, карточки с заданием по количеству детей.
Опыт: «Чудо -магнит» Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
• плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка,
• деревянный карандаш,
• пластмассовая пуговица,
• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль,
• бумажный кораблик,
• маленький магнит.
Сентябрь
Вода Беседа на тему: «Вода. Какая она?» Уточнить представления детей о свойствах воды Иллюстрации, стакан с водой.
Экскурсия к пруду Продолжать знакомить детей со свойствами воды в природе, ее ролью в жизни человека, растений и животных; Развивать любознательность, ценностное отношение к природе.
Наблюдение за дождем. Познакомить с природным явлением и свойством воды
Январь Наблюдение за снегом и льдом. Познакомить со свойством снега и льда, как из одного состояния воды. Лопатки, формочки, цветные льдинки.
Наблюдение за инеем. Познакомить с явлением природы и свойством воды.
Наблюдение за туманом. Познакомить с явлением природы и свойством воды. Уточнить понятие «туман»
Беседа: «Давайте представим, если б не было воды». Уточнить представления детей о значении воды в жизни человека и окружающего мира. Иллюстрации, схемы значение воды в окружающем мире.
Опыты: «Вода – волшебница». Обобщить представления детей о свойствах воды, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы, вода текучая, может быть в жидком, твердом, газообразном состоянии.
Февраль Ткань. Наблюдение за одеждой. Закрепить знания детей о одежде, из каких видов ткани они пошиты.
Беседа на тему: «Для чего нужна одежда?» Уточнить знания детей о том, что одежда человеку необходима Картинки с разной одеждой
Беседа на тему: «Какая бывает одежда?» Уточнить представления детей об одежде разных сезонов, учить классифицировать одежду. Картинки с разной одеждой.
Дидактическая игра «Ателье» Закрепить знания детей об одежде разных сезонов, учить подбирать ткань к разным видам одежды. Ткать разных видов, шаблоны разной одежды, пуговицы.
Опыт: «Какие разные, разные ткани» Закрепить знания детей о происхождении тканей; показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух, возможность стирать, гладить, мять). Образцы тканей для каждого ребё нка: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, шёлк, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).
Март
Камни Наблюдение за камнями у дороги и у пруда. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках. Камни речные и дорожные.
Эксперимент «Может менять форму камень и глина» Познакомить детей со свойствами камня и глины. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Камни и глина для лепки и сухая.
Опыты: «Сравнение камня и мела» Познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.
Сентябрь, апрель
Почва.
Мир растений. Экскурсия в лес. Продолжать знакомить детей со свойствами почвы, ее ролью в жизни человека, растений и животных; Развивать любознательность, ценностное отношение к природе.
Наблюдение за осенними листьями. Способствовать закреплению знаний о деревьях, учиться определять деревья по их признакам, учиться различать листья с различных деревьев;
- Развивать словарный запас детей;
- Формировать целостную картину мира природы;
- Поощрять заботу об окружающей среде. Листья с разных деревьях.
Апрель, май. Посадка лука и наблюдение за ним. Учить детей сажать лук.
Учить детей ежедневно ухаживать за луком.
Уточнить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковиц.
Воспитывать умение трудиться в коллективе.
Активизировать у детей внимание, память, обогащать словарный запас. Ящик с землей, лук, алгоритм посадки лука, вода.
Опыты: с почвой. Дать представление о том, что почва – верхний слой земли;в опытах познакомить с составом почвы;
продемонстрировать многозначность слова «земля»; земля, стаканчики с водой, ложечки, фартуки, скульптурная глина, доски для лепки, тряпочки для рук.
Опыт: «Может ли растение дышать?»
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин
Опыт: «На свету и в темноте»
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона
Опыт: «С водой и без воды»
Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло). Два одинаковых растения (бальзамин, вода)
Посадка цветов для клумбы семенами. Расширение и уточнение представлений детей о растениях сада;
формирование навыков работы при посадки растений;
воспитывать доброжелательность, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к природе Семена цветов, ёмкости с землей, палочки, лейки, вода.
Май Почва.
Мир растений. Высадка рассады. Закрепить представление детей о характерных признаках весны;
знакомить с некоторыми способами размножения растений (семенами, черенками);
закрепить правила посадки семян. Рассада, лопатки, лейки, вода.
Общий итог. Викторина «Мир вокруг нас» Закрепить знания детей о живой и не живой природе, о их свойствах, взаимосвязи и необходимости. Иллюстрации, схемы, слайды, музыка, звуки природы.