Светлана Павленко
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине
включает следующие подсистемы:
1. Теоретиеские положения.
2. Содержательный компонент обучения.
3. Дидактичсеские условия и методические приёмы, обеспечивающие функционирование модели.
Публикация «Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В модели педагогической деятельности по обучению рассказыванию необходимо выделить следующие взаимосвязанные компоненты: задачи, содержание, методы, средства и организованные формы работы.
Развитие связной речи в модели обучения ребёнка рассказыванию по картине осуществляется на основе повышения познавательной и речевой активности детей. Уровень интеллектуального развития ребенка отражается на семантической стороне речи, которая является основой высказывания.
В обучении рассказыванию по картине прослеживается взаимосвязь общепсихического, когнитивного и речевого развития. У ребёнка формируется умение анализировать содержание картины, семантическая модель изображенной на ней ситуации, идёт развитие лексических и грамматических средств языка, образности речи.
Любая деятельность с использованием картины представляет для ребенка способ освоения окружающего мира в рамках знаково – символической деятельности. Восприятие картины, как графической знаковой системы и включение ребенка в эту систему позволяет педагогу научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений.
Методы обучения многообразны и в структуре данной модели они представлены, как отрегулированное по определённому принципу, организованное взаимодействие педагога и детей, направленное на решение определённых задач образовательного процесса.
Наглядные методы и приё мы:
• рассматривание картин на бумажно – тканевой основе;
• рассматривание картин на экране монитора.
Практические методы и приё мы:
• упражнения (речевые, игровые, подражательно – исполнительского, творческого и конструктивного характера, как многократное повторение умственных и практических действий;
• игровой метод (воображаемая игровая ситуация, игровые действия);
• наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
• наглядно-действенный метод моделирования. На занятиях по обучению рассказыванию можно использовать :
-предметные модели (конструкции из реальных предметов);
-предметно – схематические модели (существенные компоненты ситуации и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков);
-графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений (схемы, рисунки, графические схемы, модели для описательных и повествовательных рассказов)
Словесные методы и приё мы:
• предварительная беседа;
• обобщающая беседа;
• вопросы (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие);
• пояснения (объяснения) и указания, как разъяснение дошкольникам содержания и последовательности действий;
• педагогическая оценка деятельности и её результата;
• самооценка;
• косвенные приёмы оценки (напоминание, совет, исправление, замечание, реплика).
Наиболее успешно проходят занятия в группах детей до 5-6 человек и- индивидуально с каждым ребёнком. Что позволяет максимально создать благоприятные условия для дифференцированного подхода. Групповые формы обеспечивают развитие коммуникативной деятельности и умение взаимодействовать в специфических для дошкольников видах деятельности. На индивидуальных занятиях наиболее полно раскрываются и активизируются потенциальные возможности познавательного и речевого развития каждого ребёнка.
Организационные формы обучения рассказыванию : занятия, совместная деятельность взрослого и ребёнка (индивидуальные занятия, экскурсия. Групповые формы работы обеспечивают развитие коммуникативной деятельности детей.
Предполагается комплексный подход, способствующий решению следующих задач:
• развитие связной речи детей;
• использование картины, как знаково-символической системы;
• конструирова стимулирование эмоциональной окраски детского восприятия картины;
• ние специальной пространственно развивающей среды;
• развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности детей;
• социально – личностное воспитание и эмоциональное развитие детей;
• расширение познавательного опыта детей;
• развитие эстетических предпочтений и стимулирование эмоциональной окраски детского восприятия картины;
• моторное развитие (выразительные мимические движения, развитие операционно – технических умений в разных видах деятельности).
При обучении рассказыванию по картине важную роль играет предметно – развивающая среда.
• Художественные картины (жанровые, натюрморты, пейзажи);
• Предметные картинки;
• Серии сюжетных картинок;
• Настольно – печатные игры, иллюстрации, фотографии
• Использование компьютера для формирования мультимедиотеки (*картинный материал размещать на СD диске)
Разнообразие материала позволит педагогу составлять разные тексты.
• Рассказы по теме картины (фиксация изображения)
• Рассказ с выходом за пределы наглядно данного. «Что было до?», «Что будет после?
• Составление предложений по фрагментам изображений
• Рассказ описание конкретного объекта (по предметной картинке или фрагменту)
• Рассказ от «имени» персонажа или объекта картины
• Рассказ по серии сюжетных картин
• Рассказ по фотографии, изображающей процесс или результат деятельности детей
• Рассказ – сравнение с собственными житейскими ситуациями: Дети играют и мы играем. Играем вместе
• Рассказ по рисунку собственному или коллективному (Художник рисует и я нарисовал.)
Необходимым условием для формирования связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине является развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности детей.
Формирование особой установки на речевую деятельность и рассказывание по картине включает :
• Положительный эмоциональный фон занятия, ровное, спокойное, доброжелательное отношение педагога, стремление взрослого оценить результат рассказывания, как положительный.
• Эмоционально – положительная насыщенность пространственно – развивающей среды.
• Создание специальной речевой среды; комментирующая речь взрослого; моделирование коммуникативных микроситуаций; активизация различных типов коммуникативных высказываний.
• Поощрение и стимулирование речевой активности детей, развитие объяснительно – сопровождающей речи.
Содержательным компонентом модели являются её взаимосвязанные звенья. Их не следует рассматривать, как строго заданную последовательность работы. Важно чтобы в совокупности они обеспечивали результативность понимания картины и способность передавать её содержание речевыми средствами.
Взаимосвязанные звенья в модели обучения рассказыванию по картине могут быть представлены следующим образом.
Первое звено- формирование мотивационного аспекта восприятия картины.
Второе звено - формирование перцептивного образа (восприятие художественного образа) и организация последующего речевого общения.
Третье звено – организация символико – моделирующей деятельности, воспроизводящей художественные образы картины и окружающей действительности.
Четвёртое звено – перевод содержание изображения в речевой план, развитие лексико – грамматических средств языка.
Пятое звено – самостоятельное рассказывание, принятие роли рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание – слушание»
Каждое звено должно быть реализовано как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. При этом не рекомендуется отказываться от традиционного деления на занятия по рассматриванию картины и рассказыванию по ней, принятые в дошкольной методике развития речи и логопедической практике.
Литература:
1. И. Н. Лебедева Развитие связной речи у дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. Санкт – Петербург ЦДК профессора Л. Б. Баряевой, 2009
2. Л. Г. Парамонова Воспитание связной речи у детей. Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2011