Папки-передвижки

Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов

Светлана Павленко
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине

(консультация для педагогов)

включает следующие подсистемы:

1. Теоретиеские положения.

2. Содержательный компонент обучения.

3. Дидактичсеские условия и методические приёмы, обеспечивающие функционирование модели.

Публикация «Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине, Консультация для педагогов» размещена в разделах

В модели педагогической деятельности по обучению рассказыванию необходимо выделить следующие взаимосвязанные компоненты: задачи, содержание, методы, средства и организованные формы работы.

Развитие связной речи в модели обучения ребёнка рассказыванию по картине осуществляется на основе повышения познавательной и речевой активности детей. Уровень интеллектуального развития ребенка отражается на семантической стороне речи, которая является основой высказывания.

В обучении рассказыванию по картине прослеживается взаимосвязь общепсихического, когнитивного и речевого развития. У ребёнка формируется умение анализировать содержание картины, семантическая модель изображенной на ней ситуации, идёт развитие лексических и грамматических средств языка, образности речи.

Любая деятельность с использованием картины представляет для ребенка способ освоения окружающего мира в рамках знаково – символической деятельности. Восприятие картины, как графической знаковой системы и включение ребенка в эту систему позволяет педагогу научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений.

Методы обучения многообразны и в структуре данной модели они представлены, как отрегулированное по определённому принципу, организованное взаимодействие педагога и детей, направленное на решение определённых задач образовательного процесса.

Наглядные методы и приё мы:

рассматривание картин на бумажно – тканевой основе;

рассматривание картин на экране монитора.

Практические методы и приё мы:

• упражнения (речевые, игровые, подражательно – исполнительского, творческого и конструктивного характера, как многократное повторение умственных и практических действий;

• игровой метод (воображаемая игровая ситуация, игровые действия);

• наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

• наглядно-действенный метод моделирования. На занятиях по обучению рассказыванию можно использовать :

-предметные модели (конструкции из реальных предметов);

-предметно – схематические модели (существенные компоненты ситуации и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков);

-графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений (схемы, рисунки, графические схемы, модели для описательных и повествовательных рассказов)

Словесные методы и приё мы:

• предварительная беседа;

• обобщающая беседа;

• вопросы (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие);

• пояснения (объяснения) и указания, как разъяснение дошкольникам содержания и последовательности действий;

педагогическая оценка деятельности и её результата;

• самооценка;

• косвенные приёмы оценки (напоминание, совет, исправление, замечание, реплика).

Наиболее успешно проходят занятия в группах детей до 5-6 человек и- индивидуально с каждым ребёнком. Что позволяет максимально создать благоприятные условия для дифференцированного подхода. Групповые формы обеспечивают развитие коммуникативной деятельности и умение взаимодействовать в специфических для дошкольников видах деятельности. На индивидуальных занятиях наиболее полно раскрываются и активизируются потенциальные возможности познавательного и речевого развития каждого ребёнка.

Организационные формы обучения рассказыванию : занятия, совместная деятельность взрослого и ребёнка (индивидуальные занятия, экскурсия. Групповые формы работы обеспечивают развитие коммуникативной деятельности детей.

Предполагается комплексный подход, способствующий решению следующих задач:

• развитие связной речи детей;

• использование картины, как знаково-символической системы;

конструирова стимулирование эмоциональной окраски детского восприятия картины;

• ние специальной пространственно развивающей среды;

• развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности детей;

• социально – личностное воспитание и эмоциональное развитие детей;

• расширение познавательного опыта детей;

• развитие эстетических предпочтений и стимулирование эмоциональной окраски детского восприятия картины;

• моторное развитие (выразительные мимические движения, развитие операционно – технических умений в разных видах деятельности).

При обучении рассказыванию по картине важную роль играет предметно – развивающая среда.

• Художественные картины (жанровые, натюрморты, пейзажи);

• Предметные картинки;

• Серии сюжетных картинок;

• Настольно – печатные игры, иллюстрации, фотографии

• Использование компьютера для формирования мультимедиотеки (*картинный материал размещать на СD диске)

Разнообразие материала позволит педагогу составлять разные тексты.

Рассказы по теме картины (фиксация изображения)

Рассказ с выходом за пределы наглядно данного. «Что было до?», «Что будет после?

• Составление предложений по фрагментам изображений

Рассказ описание конкретного объекта (по предметной картинке или фрагменту)

Рассказ от «имени» персонажа или объекта картины

Рассказ по серии сюжетных картин

Рассказ по фотографии, изображающей процесс или результат деятельности детей

Рассказсравнение с собственными житейскими ситуациями: Дети играют и мы играем. Играем вместе

Рассказ по рисунку собственному или коллективному (Художник рисует и я нарисовал.)

Необходимым условием для формирования связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине является развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности детей.

Формирование особой установки на речевую деятельность и рассказывание по картине включает :

• Положительный эмоциональный фон занятия, ровное, спокойное, доброжелательное отношение педагога, стремление взрослого оценить результат рассказывания, как положительный.

• Эмоционально – положительная насыщенность пространственно – развивающей среды.

• Создание специальной речевой среды; комментирующая речь взрослого; моделирование коммуникативных микроситуаций; активизация различных типов коммуникативных высказываний.

• Поощрение и стимулирование речевой активности детей, развитие объяснительно – сопровождающей речи.

Содержательным компонентом модели являются её взаимосвязанные звенья. Их не следует рассматривать, как строго заданную последовательность работы. Важно чтобы в совокупности они обеспечивали результативность понимания картины и способность передавать её содержание речевыми средствами.

Взаимосвязанные звенья в модели обучения рассказыванию по картине могут быть представлены следующим образом.

Первое звено- формирование мотивационного аспекта восприятия картины.

Второе звено - формирование перцептивного образа (восприятие художественного образа) и организация последующего речевого общения.

Третье звено – организация символико – моделирующей деятельности, воспроизводящей художественные образы картины и окружающей действительности.

Четвёртое звено – перевод содержание изображения в речевой план, развитие лексико – грамматических средств языка.

Пятое звено – самостоятельное рассказывание, принятие роли рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание – слушание»

Каждое звено должно быть реализовано как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. При этом не рекомендуется отказываться от традиционного деления на занятия по рассматриванию картины и рассказыванию по ней, принятые в дошкольной методике развития речи и логопедической практике.

Литература:

1. И. Н. Лебедева Развитие связной речи у дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. Санкт – Петербург ЦДК профессора Л. Б. Баряевой, 2009

2. Л. Г. Парамонова Воспитание связной речи у детей. Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2011

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию» Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию». Цель: формирование педагогической.

Консультация для педагогов «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» "Современные психолого-педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения" В жизни детей, как и взрослых, много проблем.

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах» .

Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство обучения дошкольников рассказыванию» «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Мастер класс для педагогов: Арт-терапия «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Фролова Мария Александровна Педагог-психолог.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Цель мастер-класса: повышение.

Мастер-класс «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» с элементами приза по технологии Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. «Обучение дошкольников.

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Занятие «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»Занятие «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Вид непосредственно-образовательной деятельности: развитие речи, коммуникация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов
Опубликовано: 30 июня 2018 в 14:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Павленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД