Жаргалма Аюшиева
Модель формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «ребенок — семья — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ДОУ «Узонский детский сад «Радуга»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
На тему:
Модель формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «ребенок – семья – воспитатель»
с. Узон
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» проблема формирования творческих способностей детей занимает ведущее место. Сегодня образование должно не только передавать знания и технологии, но и формировать у детей творческие компетенции (инициативность, способность мыслить). Согласно ФГОС дошкольного образования возникает необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и семьей, приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, учета этнокультурной ситуации детей.
Публикация «Модель формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве „ребенок — семья — воспитатель“» размещена в разделах
В связи с этим потребность в разработке и реализации системы формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «воспитатель-ребенок-семья» становится актуальной.
Многоаспектность изучения проблемы творческих способностей раскрывается в отечественных психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. М. Матюшкин). Вопросы творческой личности раскрываются в работах В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Я. А. Пономарева, В. В. Давыдова, А. Г. Шмелева. Критерии творчества личности рассматриваются Д. Кабалевским. Теоретические и практические вопросы формирования творческих способностей нашли отражение в работах последних лет (О. С. Газман, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, Н. Е. Щуркова, Ц. Л. Дондокова). Проблема развития творческих способностей дошкольников рассматривается В. О. Скворцовой. Исследование трудов ученых показывает, что разработка системы формирования творческих способностей дошкольников способствует формированию их активной самостоятельной деятельности.
Однако проблема формирования творческих способностей дошкольников в образовательной пространстве «воспитатель-ребенок- семья» в научных исследованиях является недостаточно разработанной.
Отсюда актуальной оказывается проблема исследования, состоящая в поиске способов формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «воспитатель-ребенок-семья». Целью опытно-экспериментальной работы явилось формирование творческих способностей дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась с детьми средней и старшей групп МДОУ «Радуга». Всего в эксперименте участвовало 50 человек.
Формирование творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «ребенок – семья - воспитатель» проходило по следующим направлениям:
I. Индивидуальная деятельность дошкольника и воспитателя. Формирование творческих способностей дошкольников обеспечивается авторской программой «Одаренный ребенок». Цель курса заключается в создании условий для обучения и развития одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Основными задачами курса являются выявление скрытых способностей одаренных детей и их развитие; развитие различных видов одаренности; разработка и реализация программы по научно-исследовательской деятельности одаренных детей; реализация технологии индивидуализации обучения на основе личностно ориентированного учебного плана; психолого-педагогическое сопровождение детей с высокими интеллектуальными способностями; разработка серии творческих заданий для детей; создание «банка» одаренных детей. Данная программа основана на принципах обучения: принцип углубления; дифференциации и индивидуализации; предельной трудности; междисциплинарности; создания развивающей, творческой среды;
Программа «Одаренный ребенок» предназначена для детей дошкольного возраста и рассчитана на 15 часов. Программа составлена с учетом индивидуально-психологических, типологических и возрастных особенностей контингента одаренных детей.
Программа в содержательном аспекте имеет выраженную практическую направленность, так как позволяет осуществить эвристические пробы через участие детей в ролевых играх, учебном проекте, групповой творческой работе. Программа содержит новые, не содержащиеся в базовых программах, знания, представляющие познавательный интерес для учащихся. Используются следующие методы работы с одаренными детьми: индивидуальная программа обучения, монологический и диалогический методы, проектные и научно-исследовательские методы, игровой метод, соревновательный метод (конкурсы, марафоны, психологический тренинг.
Особую роль в становлении детской одаренности играет, по мнению М. А. Холодной, взаимодействие ребенка с обогащенной и вариативной предметной средой, соответствующей его избирательным интересам и включающей его в проектно-исследовательской и практической деятельности. Разработаны и реализованы творческие проекты «Драматизация сказки «Заяц, лиса и петух», исследовательские проекты «Времена года», «Натюрморт с фруктами»
Программой предусмотрена возможность установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов через систему диагностики детской одаренности, систему контроля в форме репродуктивных заданий и творческих работ.
По итогам реализации курса «Одаренный ребенок» дети умеют давать определения понятиям и классифицировать; выдвигать гипотезу; самостоятельно строить свою деятельность: ставить цель, искать пути и способы достижения; интегрировать знания и умения из различных областей жизни; находить большое количество решений поставленной перед ними проблемы.
II. Коллективная творческая деятельность семьи, дошкольника и воспитателя. Работая в направлении развития художественной и творческой деятельности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о значимости семейного воспитания, о необходимости установления связей между дошкольным учреждением и семьей, которые отчетливо обозначены в Конвенции о правах ребенка (1989, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий детского сада и семьи. Весомый вклад в развитие детей вносят родители. Поэтому семейное воспитание занимает одно из приоритетных направлений в воспитании личности ребенка.
Важную роль в процессе активизации творческой активности, развитии творческой инициативы играют следующие условия семейного воспитания : поощрение родителями любознательности ребенка, сообщение детям новых знаний, вовлечение их в различные виды деятельности, которые способствуют обогащению социального опыта ребенка.
Программа курса «Семейный университет», удостоенная диплома победителя в окружном конкурсе элективных курсов «Все начинается с семьи», посвященном Году семьи в России, предназначена именно для развития воспитательного потенциала семьи, сплочения семьи, установления взаимоотношений родителей и детей, создания комфортных условий для ребенка в семье.
Цель курса «Семейный университет» – создать условия для творческого саморазвития ребенка и его родителей. Главными задачами курса являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания. Для реализации этой цели необходимо углубить теоретические знания родителей о семейном воспитании, о роли родителей во всестороннем развитии ребенка; совершенствовать у родителей и детей познавательные и творческие способности; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у родителей и детей партнерских отношений, творческих способностей. Курс «Семейный университет» базируется на Международных стандартах ISSA, определяющих стиль работы персонала с родителями и детьми в детском саду, на принципах дошкольной практики, ориентированной на семью, на методических рекомендациях видеофильмов «Путешествие по мини-музеям детского сада», «Родители в детском саду» (приложение журнала «Обруч»).
Основные положения курса: Воспитатель взаимодействует с родителями как партнеры, чтобы обеспечить максимальную поддержку в удовлетворении возникающих в процессе обучения и развития потребностей детей. Воспитатели регулярно общаются с родителями и членами семьи, обсуждают с ними способы поддержки развития ребенка : обсуждают прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности; обсуждают и находят возможные способы поддержки развития ребенка;
Воспитатели разделяют с семьей ответственность за принятие решений относительно обучения их детей:
- в целях обеспечения последовательности в работе с детьми обсуждают с родителями практические вопросы воспитания и развития ребенка, включая влияние культурной среды;
- обеспечивают ресурсы, которые родители могут использовать для развития и дополнения занятий, проводимых в детском саду.
Курс «Семейный университет» рассчитан на 27 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности детского сада, группы, уровень подготовки родителей, воспитатель может изменять последовательность материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия варьируется. Этот курс может служить основой для элективных курсов «Семья и детский сад» и др.
Кроме того, изучение курса «Семейный университет» обеспечивает развитие конструктивного взаимодействия воспитателей с семьей, то есть помогает развивать продуктивные способы налаживания взаимоотношений в триаде «ребенок – родитель - воспитатель». Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации разных форм деятельности.
Какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны? Каковы пути их реализации? Ссылаясь на опыт музейной и театральной педагогики К. С. Станиславского, П. М. Ершова, М. О. Кнебеля, на работы Л. Свирской, Н. Рыжовой, С. Мусенко, мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями.
Методы, используемые в рамках данного курса, варьируются в зависимости от особенностей познавательной деятельности семьи, и особый акцент ставится на частично-поисковый, исследовательский и творческий методы (работа с компьютером и другим материалом). В сотворчестве в семьей разработаны и реализованы:
- проект «Волшебные машины XXI века». Предлагается детям и их родителям придумать волшебные машины (ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы…., которые будут помогать человеку в его труде, и в то же время не будут загрязнять природу. Можно представить в виде рисунка, макета, аппликации, коллажа.
- творческий проект «Семейный театр». Фестиваль «Семейный театр» предполагает определение уровня творческой активности семьи, выявление возможностей семей в подготовке и проведении театральных постановок. Родители и дети знакомятся с проектом «Чудо по имени Театр», где они учатся сценическому общению посредством этюдов, игр, упражнений. Взрослые и дети познают друг друга на ежегодных праздниках, в играх, основанных на традициях, обычаях своего народа (праздник Белого месяца - Сагаалган, «Новый год на дворе»).
- проект «Мультипликационный фильм «Трое из Простоквашино» на бурятском языке как средство развития познавательной активности детско-взрослой общности. Участник конкурса инновационных проектов «Цвети, наш бурятский язык» в рамках Месячника бурятского языка, организованного Комитетом образования и молодежной политики администрации муниципального района «Дульдургинский район». Результаты проекта отражены в Всебурятской газете «Толон».
- проект «Дом семейных традиций «Родное село Узон», полуфиналист конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел -2015» при поддержке Фонда Тимченко.
Воспитателем используются :
- тренинговые технологии. Был проведен тренинг по теме: «Мы за здоровый образ жизни». Целью тренинга явилось обсуждение роли спортивного уголка, созданного дома, выполнение упражнений и подвижных игр в семейных условиях.
- информационно-коммуникационные технологии и обучение в сотрудничестве. Проведен родительский лекторий на тему «Каково на дому – таково и самому». Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта». В этой связи особое значение имеет консультационный курс «Скорая педагогическая помощь», в котором родители могут получить квалифицированную помощь. Шпаргалки для родителей автора Л. Свирской (с. 72 -117). Выпуск семейной электронной газеты предполагает результаты творческого сотрудничества детей и родителей в домашней обстановке (стихи, сказки, рисунки, видеоролики, фотолетопись, вопросы и ответы.
- соревновательный метод. Смотр-конкурс «Фотография из семейного альбома». Создание портрета семьи, презентация и защита в творческой форме (игровой, стихотворной и т. д.).
- музейный метод. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует перцептивные действия. Выставки детских работ, семейного рисунка. Экскурсоводами выступают сами дети. Они рассказывают историю создания семейного рисунка. «Педагогическое значение детского домашнего музея» для родителей воспитанников. Разработали и представили мини-музей семейных реликвий «Если в вашем доме есть домашний музей».
Общение между членами семьи в процессе совместной деятельности способствует улучшению внутрисемейных отношений посредством проведения конкурса «Семья года - 2008». Данный конкурс – точка роста для каждой семьи, новый виток развития, обогащения новыми знаниями. Проводится по следующим номинациям: «Интеллектуальная семья», «Поэтическая семья», «Театральная семья», «Спортивная семья».
Таким образом, как показывает наш опыт, курс «Семейный университет» способствует гармонизации отношений в семье, формированию творческих способностей ребенка и родителей. В результате изучения элективного курса «Семейный университет» родители лучше разбираются в вопросах развития ребенка, учатся и дома применять подходящие методы воспитания, а у ребенка наблюдается взлет чувства собственного достоинства. Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; расширяется социальный опыт в ходе знакомства с другими взрослыми. Дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта.
Кроме того, формирование творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «ребенок – семья – воспитатель» обеспечивается программой «Логопедия + Театр». Данная программа разработана как курс к программе организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, созданной под руководством О. А. Степановой. В программе используются идеи концепции О. А. Степановой, модель коррекционно-речевой работы дошкольного педагога в ДОУ (группах) общеразвивающего вида; обучение актерскому мастерству по системе К. С. Станиславского; опыт обучения по театральной педагогике О. Тихоновой, Н. Васюковой, И. Осиповой.
Программа выстроена исходя из закономерностей развития речи в театрализованной деятельности. Интеграция логопедии и театра позволяет создать такие условия обучения, при которых ребенок будет заниматься в атмосфере творчества, игры. Так, программа «Логопедия + театр» состоит из двух частей: первая часть «Путешествие по стране сказок»; Вторая часть «Импровизации из жизни». Названия частей программы отражают сюжетные линии курса, выстроенных с учетом психофизических особенностей возраста детей. Каждой части соответствует комплекс средств, методов и приемов обучения и развития речи детей.
Содержание программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний и умений в двух общих для всех лет обучения разделах:
1. Техника речи.
2. Речевая деятельность.
3. Театр и театральная деятельность.
Успешность развития речи в театрализованной деятельности детей зависит от комплексного применения следующих современных образовательных технологий :
- метод наглядного проектирования. Составление загадок-описаний животных и растений с опорой на изображение. Ролевые диалоги по иллюстрациям.
- игры-драматизации по сказкам: «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
- индивидуализация обучения. Сочинение индивидуальных писем сказочным героям
- родительская конференция на тему «Если ребенок не говорит». Доклады родителей о проблемах развития речевой деятельности, о проявлениях и причинах речевых нарушений. Рекомендации о способах их устранения дает учитель-логопед.
С целью развития речи и формирования творческих способностей дошкольников воспитателем составлены комплекс упражнений «Речь и движение», дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря.
Таким образом, программа «Логопедия + Театр» способствует речевому, эстетическому, познавательному развитию дошкольников, а также формированию творческих способностей дошкольников.
В целом, опыт формирования творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве «ребенок – семья - воспитатель» можно представить в виде модели-системы :
Модель формирования творческих способностей дошкольников в триаде «ребенок – семья - воспитатель»
НАПРАВЛЕНИЯ
Индивидуальная деятельность дошкольника и воспитателя Коллективная творческая деятельность семьи, дошкольника и воспитателя
ФОРМЫ
Программа «Семейный университет»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Логопедия + Театр»
МЕТОДЫ
Исследовательское обучение
Музейная педагогика
Театральная педагогика
Проектное обучение
Здоровьесберегающее обучение
Таким образом, опыт формирования творческих способностей дошкольников, включающий индивидуальную деятельность дошкольников, воспитателя и коллективную творческую деятельность семьи, дошкольников и воспитателя, позволил разработать модель формирования творческих способностей дошкольников. Безусловно, эта модель требует дальнейшего исследования, но, тем не менее, некоторые ее основные элементы уже образуют достаточно широкое социокультурное образовательное пространство.
Эффективность и качество инновационного проекта высоко оценены на районной научно-практической конференции «Педагогическое мастерство как условие реализации компетентностного подхода в образовании» (Дульдурга, 2010, окружном конкурсе элективных курсов по семейному воспитанию «Все начинается с семьи» (Агинкое,2008, межрегиональной научно-практической конференции «проблемы функционирования и исторического развития культуры народов Приононья» (Агинское-Улан-Удэ, 2012, на районном конкурсе «Лучший медиа-воспитатель 2013», во Всероссийском открытом конкурсе «История моей семьи» (г. Томск, 2015, II Всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел 2015» при поддержке Фонда Тимченко (2015).
Примечания
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду. СПб, 1997.
2. Дондокова Ц. Л. Становление системы совершенствования творческого опыта школьников в работе сельского учителя: автореф. дисс. канд. наук. Чита, 2010. 24с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 1999.
4. Скворцова В. О. Интеллект+ креатив: развитие творческих способностей дошкольников. Ростов н/ Д: Феникс, 2009. 219с.
5. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М: Флинта, 1997.