Щетинникова Татьяна
Модель центра речевого развития для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Модель центра речевого развития для детей 3-4 лет
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Публикация «Модель центра речевого развития для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для развития речи дошкольников необходима организация центра, стимулирующего речевую активность детей. Это так называемый центр речевого развития.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Оснащение уголка
В центре речевого развития должно находиться немного книг – до 10 книг:
Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи (пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики», ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж, пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание.
Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,
- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам «Домашние птицы», «Дикие животные»,
- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др. ,
- альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.