Семенова Наталья
Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Центр безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Центр безопасности
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.
Публикация «Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, Центр безопасности» размещена в разделах
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в группе являются:
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.
Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центра безопасности, который развивает интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об безопасности поведения детей дома, на природе, на улице.
Всем известно, что оформление центра безопасности, его содержание должно отвечать ряду требований. Хочется поделиться с вами идеей по организации «Центра безопасности» в группе для развития навыков безопасного поведения детей. В нашем уголке имеется материал по следующим направлениям: безопасность в быту, безопасность в природе, пожарная безопасность и безопасность на дороге.
Свою работу я начала с создания условий для ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту : оборудована предметно-пространственная среда. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы: доступности, безопасности, вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности.
Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.
Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.
Взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Принципы организации воспитательно-образовательной работы :
• Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.
• Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольногоучреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.
Основной целью при создании центра безопасности поведения детей в природе было разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.
В группе в «Центре безопасного поведения в природе» имеются:
- плакаты по ОБЖ в природе;
-памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др. ;
-художественная литература: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г. Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.
-дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др. ;
-настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др. ;
-фотоальбомы,
-совместные проекты детей и родителей на заданные темы;
А целью при создании центра пожарной безопасности являлось воспитание навыков у детей адекватного поведения в пожарных ситуациях.
Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожара.
Раскрыть значимость труда пожарного, показать и рассказать об опасности профессии
Используя игровой, наглядный, дидактический материал центра, дети по желанию могут самостоятельно организовать игру, вспомнить правила поведения при пожаре, средства для тушения пожара.
В нашем центре есть пожарные щит со всеми необходимыми предметами тушения пожара: топор, багор, лопата, ведро, огнетушитель. Важно, что пожарный щит - не только наглядное пособие, но он еще имеет функциональную направленность: все эти предметы можно легко снять и использовать в сюжетно-ролевой игре.
В центре также имеются атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, игры-лабиринты, тематические картинки и плакаты, папки передвижки, дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности», художественная литература, лэпбук., пожарные машины, макеты домов, тематические поделки, сделанные детьми с родителями и т. д.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры, макеты домов, «Автосервис». В центре есть дорожные знаки, спецмашины, жезл, накидка ПДД.
Наши дошколята с большим удовольствием играют в настольно-печатные, дидактические игры.
В помощь воспитателю мы подготовили картотеки подвижных игр по ПДД, физкультминуток, бесед для профилактики дорожного травматизма у детей, загадок, стихотворений, а также конспекты НОД, развлечений, консультаций для родителей
.
Дети могут легко воплотить образ инспектора ДПС, Светофора Светофоровича. Для этого у нас есть специальные жилеты, различные атрибуты.
А для закрепления у детей знаний по дорожной безопасности мы сделали лэпбук "Детям знать положено!"
Таким образом, создавая Центр безопасности, мы постарались всесторонне и разнопланово предоставить материалы для воспитания у детей безопасного поведения дома, на улице и в природе.